Инструменты , Весь мир ,  
0 

Дискотека роботов

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Event-индустрия переходит на новые технологии: роботы заменяют промоперсонал, а трехмерные анимированные модели — исполнителей.

Цой жив

Одна из инноваций современных концертов и массовых мероприятий — голографические эффекты. За последние два десятилетия они сделали мощный рывок: ХХ век заканчивался под лазерные шоу Жан-Мишеля Жарра, а новый век пришел с виртуальными исполнителями, которых не отличить от живых.

Так, в 2007 году японская компания Crypton Future Media создала виртуальную певицу Хацунэ Мику, чей голос был создан на основе семплирования голоса живой исполнительницы. Создатели Хацунэ записали несколько альбомов, завоевавших бешеную популярность в помешанной на современных технологиях Японии и на волне успеха стали проводить «живые» концерты. Сейчас на аккаунт виртуальной певицы в Facebook подписаны около 3 млн человек.

В 2012 году гости музыкального фестиваля Coachella (Калифорния) были шокированы появлением на сцене знаменитого рэпера Тупака Шакура, погибшего в 1996 году. Шакур выглядел молодым и вполне здоровым — он станцевал на сцене и спел со своим другом Снуппи Догом. Зрители встретили воскрешенного музыканта несмолкающими аплодисментами. Все это, конечно же, было техническим трюком: американская IT-компания AV Concepts создала на основе видеозаписей выступлений Шакура его трехмерную анимированную модель, которая во время фестиваля проецировалась на практически невидимую пленку, которая была натянута на сцене.

Трюки с выступлением умерших и никогда не существовавших певцов настолько понравились публике и вызвали такой ажиотаж в СМИ, что с тех пор продюсеры музыкальных фестивалей успели «воскресить» Майкла Джексона, Уитни Хьюстон, Фредди Меркьюри и даже Виктора Цоя: в 2012 году безвременно погибший рок-певец выступил на выставке Future in Russia в Петербурге. Вот уж действительно «Цой жив». В России это пока единственный пример.

«Современные голографические технологии входят в event-индустрию, но медленно, — говорит генеральный директор компании Holo Pro Алексей Архипов. — Это связано и с традиционной российской консервативностью по отношению к новым технологиям, и с экономическими сложностями, с которыми столкнулся рынок в последнее время».

По его словам, заказчики городских мероприятий в Москве и Санкт-Петербурге пока что сторонятся дорогой голографии, предпочитая традиционные световые шоу и простой 3D-mapping — создание на сцене объемных проекций тех или иных предметов, например автомобилей. Технологии голографии востребованы в основном на форумах, выставках и промомероприятиях, говорит Алексей Архипов. Например, компания Holo Pro делала трехмерные движущиеся презентации для Гран-при «Формулы-1» в Сочи и таких компаний, как Volvo, Beeline, «Домодедово», «Адамас». Впрочем, руководитель Holo Pro не сомневается, что в недалеком будущем голография завоюет популярность в российской event-индустрии. Согласно прогнозу международной исследовательской компании Markets & Markets, мировой рынок услуг голографии достигнет $5,5 млрд к 2020 году и около трети этого объема придется на голографические технологии, используемые в развлекательных целях.

Небесное медиапространство

Еще один инновационный помощник для проведения развлекательных мероприятий — беспилотный летательный аппарат. Беспилотники все с большей скоростью завоевывают небо. По прогнозам международной Transparency Market Research, общий объем мирового рынка дронов к 2025 году вырастет в три с лишним раза и составит $8,89 млрд против $2,8 млрд в 2016-м. В беспилотниках видят будущее доставки грузов, систем видеонаблюдения и даже наступательного оружия. Между тем дроны находят применение и в индустрии рекламы и публичных развлечений. «Небо — это новое медиапространство, которое пустует, — говорит креативный директор Possible Group Влад Ситников. — Дроны могут заменить персонал на улице, рассказывающий, почему вам нужно прийти в соседнее заведение: целевой аудитории достаточно будет просто посмотреть в окно, чтобы заметить сообщение».

Во время масштабных мероприятий, таких как фестивали, уличные парады, выставки под открытым небом, дроны чаще всего используют для видеосъемки. Они практически вытеснили операторские краны. Причем съемка с помощью беспилотников годится не только для того, чтобы потом смонтировать из нее фильм или телепередачу, но и может служить частью самого шоу — видео, которое делает дрон, можно транслировать на экраны на сцене.

Дроны задействуют и в качестве участников развлекательной программы — они могут двигаться над толпой по специально подобранному алгоритму. Этот танец беспилотников будет еще эффектнее, если к ним прикрепить светодиоды. Например, в мае 2016 года на презентации Intel в немецком Крайлинге в воздух поднялись 500 светящихся дронов и, синхронно двигаясь, составили логотип компании, а затем другие объемные фигуры.

По словам Ситникова, дроны используют в качестве официантов — для доставки по воздуху еды, напитков или небольших подарков, украшенных брендом, который продвигают организаторы мероприятия. Так, этот ход в 2015 году применили на пивном параде Whatever, USA: гости могли заказать холодную банку Bud Light, которую доставлял им дрон. «Беспилотники — отличный промоперсонал, который может заниматься всем — от раздачи напитков до сопровождения гостей к нужному пункту. Дроны красивы, умны, просты и привлекательны. Они не будут отлынивать и хамить», — рассказывает Ситников.

Наконец, дроны могут обеспечивать и безопасность уличного мероприятия — служба охраны с их помощью может наблюдать толпу с воздуха, своевременно отмечая опасные ситуации или подозрительное поведение отдельных лиц.

Электронные консультанты

Еще одна техническая новинка, находящая применение на сцене, — роботы: по мере совершенствования их электронной начинки и программного обеспечения им доверяют все более сложные задачи. Например, в феврале 2010 года на концерте Джона Бон Джови в Сиэтле пять огромных индустриальных роботов, оснащенных руками-манипуляторами, с завидной точностью совмещали пять телевизионных панелей, прямо во время представления превращая их в один большой экран. А американский диджей Skrillex с 2011 года начал использовать на своих выступлениях трехметрового робота, который «зеркалит» все его движения — стоя за спиной у музыканта, машет зрителям рукой, крутит пластинки и даже танцует. Укрепленные на костюме диджея датчики позволяют захватывать его движения, передавая процессору робота необходимые алгоритмы.

Роботы могут применяться не только на сцене, но и в качестве консультантов. Они снижают нагрузку на квалифицированный персонал, позволив людям заниматься более важными задачами. И наконец, роботы — часть имиджа «продвинутой» компании. Хорошим примером служит российский «Промобот», разработанный одноименным стартапом: робот, специально предназначенный для мест скопления людей — от торговых центров до уличных фестивалей, распознает человеческую речь и отвечает на вопросы. «Благодаря обширной лингвистической базе и полной автономности «Промобот» способен оказывать консультации, рассказывать о продукции и демонстрировать различные промоматериалы на дисплее», — рассказывает гендиректор компании «Промобот» Олег Кивокурцев.

«Промоботы» сегодня — это участники различных мероприятий, выставок, форумов, конференций, говорит Олег Кивокурцев. По его словам, организаторы берут их в аренду, поскольку роботы вызывают небывалый ажиотаж и привлекают целевую аудиторию. «Наши партнеры в Москве загружены и сдают роботов в аренду в пик сезона раз в три дня. Средняя рыночная цена аренды робота составляет 35 тыс. руб. в сутки», — отмечает он.

Новейшие технические средства, применяемые в современной event-индустрии, не исчерпываются перечисленными: например, сейчас продюсеры активно осваивают средства виртуальной и дополненной реальности.

Интерес аудитории к технологическим новинкам позволяет использовать специальные зоны технологий в качестве полноценной части развлекательной программы. Задача — привлечь аудиторию и партнеров — разработчиков технических новинок. Музыкальный фестиваль Alfa Future People (AFP) выбрал именно такую стратегию цифровизации музыкального пространства. По словам куратора зоны технологий AFP Дмитрия Товпика, более 3 тыс. кв. м площадки фестиваля отведено под выставку достижений современных космических и медицинских технологий, робототехники и 3D-печати, технологий виртуальной реальности и интернета вещей.

«С одной стороны, мы даем аудитории интересный контент, ведь те, кто не вращается в среде технологичных стартапов и IT-индустрии, редко сталкиваются с достижениями hi tech. С другой — это привлекательная партнерская история для компаний, которые позиционируют себя как высокотехнологичные. Мы хотим показать, что эти технологии развиваются у нас в стране, и предоставляем площадку для демонстрации российских проектов», — говорит Дмитрий Товпик.


Три технологии главной сцены Alfa Future People

Сцена фестиваля — самая большая в стране, ее размеры — 100 м в ширину и 35 м в высоту. Экран главной сцены также самый крупный в России, его площадь — 1100 кв. м, а расстояние между пикселями — 7 мм.

Спецэффекты на сцене обеспечены самыми современными технологиями генеративной графики Videodust. Они позволяют создавать графические образы и визуальный контент в реальном времени, переводить визуальные решения в разные плоскости, вовлекать в процесс создания графики зрителей.

Техническая новинка от организаторов фестиваля — огненные горелки, разработанные компанией по созданию спецэффектов PresetFX. Пиротехника с эффектом огненных всполохов, действующая в разных направлениях — на 360 градусов, позволяет создавать неожиданные геометрические панорамы.


Открытый космос

Участников фестиваля AFP будут приветствовать космонавты с Международной космической станции (МКС). По данным организаторов, во время открытия музыкального события предусмотрено прямое включение с МКС.

В зоне технологий компания «Авиаком» представит тренажер-симулятор корабля «Союз». Посетители смогут совершить виртуальный полет в космос, побывать на околоземной орбите, совершить облет МКС и принять участие в процессе пристыковки к станции.

Инновации Игра на публику
Скачать Содержание
Закрыть