Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Аудит мимо денег

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Экономический кризис больно ударил по рынку аудита: прибыльность бизнеса падает параллельно с ценами на услуги и престижем профессии.

Затяжной спад

Рынок аудиторских услуг в России стагнирует, причем уже не первый год. По данным Минфина, совокупная выручка от оказания аудиторских услуг в последние годы практически не менялась: 27,3 млрд руб. в 2014 году, 27,6 млрд в 2015-м, 27,8 млрд руб. в 2016 году. И это несмотря на прошедшие за данное время две серьезные волны девальвации рубля и довольно высокий уровень инфляции в 2014–2015 годах, когда цены на услуги на потребительском рынке росли более чем на 10% ежегодно.

«Рынок аудита находится, я бы сказала, в стабильном положении, — полагает управляющий партнер ГК «Нексиа Пачоли» Светлана Романова. — Определился и практически не меняется круг заказчиков. Сформировано несколько групп аудиторских компаний, присутствующих на том или ином сегменте рынка в зависимости от размера предприятий-заказчиков и их отраслевой специфики».

Состояние рынка аудиторских услуг в целом отражает состояние экономики России, говорит партнер компании «Делойт» (СНГ) Игорь Токарев: «В тех областях экономики, где наблюдается достаточный уровень деловой активности, аудиторские услуги продолжают быть востребованными. При этом заказчиками являются как предприятия, которые используют услуги аудита еще с 1990-х годов, так и вновь формируемые группы компаний, работающие в таких сферах, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, цифровые технологии».

Снижается и количество участников рынка — его в последние несколько лет ежегодно устойчиво покидают по 100–200 аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов (примерно 4% от числа участников рынка).

Рынок аудита переживает сейчас не лучшие времена, говорит директор департамента аудита АКГ «Деловой профиль» Дарья Перковская. Множество изменений в отрасли, которые уже действуют и которые еще будут введены в основной аудиторский закон, диктуют аудиторам новые условия работы, под которые необходимо перестраиваться. «Те, кто не перестроится, отрасль покинут, хотя плохо это или хорошо — вопрос спорный. Объективно для соблюдения требований к работе аудитора в соответствии с введенными на территории России международными стандартами аудита аудиторской компании необходимы серьезные ресурсы. Разработка внутрифирменных методик аудита, риск-ориентированный подход к проведению аудита, надлежащий контроль качества — все это невозможно реализовать в рамках ИП или небольшой аудиторской компании с тремя аудиторами в штате», — считает эксперт.

Примерно теми же относительными темпами, что и число аудиторских компаний, сокращается и число самих аудиторов — приблизительно на 700–800 человек в год, причем в прошлом году их число уменьшилось особенно резко — почти на 2 тыс. человек. «Серьезный вопрос сегодня заключается в кадровом обеспечении аудита, — считает Светлана Романова. — Многочисленные изменения и ужесточение требований и высокая волатильность рынка привели к тому, что профессия аудитора стала менее престижной, очень сложной и не очень высокооплачиваемой. Молодые специалисты не готовы нарабатывать опыт, сдавать сложнейшие экзамены, оплачивать членство в СРО и к тому же ежегодно проходить повышение квалификации ради того, чтобы заниматься аудитом».

Вечный демпинг

Еще один не лучший для рынка сигнал — падение доходов от аудита, нормированных на миллион рублей выручки клиента. В 2016 году данный показатель в сравнении с 2015 годом снизился на 6,3%, с 318 до 298 руб. Одно из возможных объяснений — продолжающийся ценовой демпинг. «Цены на услуги аудиторов пока не вернулись к докризисному уровню. Наличие на рынке ИП и микроаудиторских компаний и их участие в аудите привели на текущий момент к такому ценовому демпингу, который несколько лет назад невозможно было представить. За этим последовало критическое, на мой взгляд, обесценение профессии аудитора и стоимости аудиторских услуг, несопоставимой с теми задачами, которые стоят перед аудитором при подтверждении отчетности», — сетует Дарья Перковская.

«К сожалению, при выборе аудитора для проведения аудита бухгалтерской отчетности многие клиенты продолжают выбирать в качестве основного критерия стоимость услуг», — говорит руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп Елена Межуева. Это связано с тем, что для владельцев бизнеса бухгалтерский учет не имеет ценности и аудит бухгалтерской отчетности — это лишь дополнительная обязанность, считает эксперт: «Совсем другое дело — управленческий учет. Для решения задач по управленческому учету собственники компаний готовы привлекать самых лучших, а следовательно, и дорогостоящих специалистов, так как в данном случае постановщиком задачи является бизнес».

Вместе с тем для клиентов, которые хотят получать услуги нормального уровня, снижать расценки аудиторы пока не готовы. «Фундаментальная стоимость аудита формируется из трудозатрат и почасовой стоимости оплаты труда специалистов соответствующего уровня, — поясняет Игорь Токарев. — Поэтому в целом у аудиторов соизмеримой квалификации цена на услуги должна быть также соизмерима. Но это если речь идет о настоящем аудите, то есть о реально проводимой деятельности по установлению достоверности проверяемой финансовой информации. Эту деятельность нужно отличать от псевдоаудита, который, к сожалению, остается востребованным там, где у аудированной отчетности нет реального пользователя и аудит заказывается для галочки». Распространенность в России аудита «для галочки» он объясняет, в частности, наличием большого количества компаний, для которых обязательность аудита не сопровождается требованиями и механизмами раскрытия финансовой отчетности широкому кругу пользователей и контрагентов.

Светлана Романова придерживается аналогичной точки зрения на вопросы ценообразования: «Вряд ли кто-нибудь видит в демпинге что-то положительное — за исключением тех, кто активно его применяет для недобросовестной конкуренции. Стоимость качественного аудита на рынке давно сложилась, и при всех возможных вариантах повышения эффективности известен порог, ниже которого оказание услуг в соответствии со стандартами качества становится нерентабельным».

Перспективы рынка

Среди продуктов, на которые есть наибольший спрос, участники рынка по большому счету выделяют два основных сегмента. Первый — ориентированный на требования международных рынков капитала. «С точки зрения аудиторских продуктов наибольший интерес для клиентов, безусловно, представляет аудит отчетности по МСФО, так как заверение такой отчетности подписью крупной международной фирмы открывает компаниям доступ к рынкам капитала и позволяет поддерживать ранее взятые на себя обязательства перед акционерами и кредиторами», — считает Игорь Токарев. В последнее время, по его словам, также стали востребованы услуги по аудиту нефинансовой отчетности — например, аудит долгосрочных программ развития, — внедрению новых стандартов МСФО. «Но основным видом деятельности для крупных аудиторских компаний остается аудит финансовой отчетности. С другой стороны, очевидно, что в банковском секторе, например, спрос на аудиторские услуги сокращается, так как сокращается количество заказчиков», — добавляет эксперт.

Вторая «точка роста» связана непосредственно с особенностями национальной экономики и взаимоотношений бизнеса и власти. «Со стороны клиентов остается востребованным так называемый налоговый аудит, — рассказывает Елена Межуева. — Налоговые риски при выездных налоговых проверках у российского частного бизнеса остаются крайне высокими, поэтому многие предприятия хотят заранее получить «карту рисков» и подготовиться к проверке, чтобы снизить размер доначислений. Кроме того, в последние три года мы отмечаем устойчивый рост интереса со стороны собственников бизнеса к управленческому учету. Бухгалтерский учет ориентирован на требования законодательства, установленные государством. Поэтому бухгалтерский учет не может дать собственнику, топ-менеджменту всю информацию, необходимую для принятия управленческих решений. Также бухгалтерский учет уступает управленческому с точки зрения оперативности».

Аудит мимо денег

Рыночный расклад «Бухгалтеры часто ментально не готовы к раскрытию информации»
Скачать Содержание
Закрыть