Решения , Весь мир ,  
0 

Рост за счет власти

Фото: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС
Фото: Александр Николаев/Интерпресс/ТАСС
Точки роста российского рынка консультационных услуг — это помощь в защите бизнеса от государства либо помощь бизнесу, участвующему в программах с господдержкой.

Общие надежды

Консалтинговый рынок в гораздо большей степени, чем аудиторский, зависит от общего состояния экономики — здесь нет сектора обязательного заказа. Поэтому общеэкономическая стабилизация ситуации вселяет в ряд игроков надежду.

«Посткризисный период наконец активизировал рынок управленческого консалтинга, в числе быстрорастущих сегментов уже сейчас мы отмечаем следующие: оптимизация бизнес-процессов, анализ и оценка инвестиционных проектов и маркетинговые исследования рынков. Наметившаяся волна кредитной экспансии также подстегнула спрос на оценку. Поэтому в сегменте управленческого консалтинга рост может превысить 5–6% по итогам года», — полагает старший партнер АКГ «Деловой профиль» Армен Даниелян.

Наметившееся улучшение ситуации в российской экономике позволяет рассчитывать на усиление деловой активности всех участников рынка консалтинга, на существенный спрос как по отдельным направлениям услуг, так и положительно оценивать перспективы развития рынка в целом, считает управляющий партнер ГК «Нексиа Пачоли» Светлана Романова.

Компании «большой четверки» несколько более пессимистичны. «Согласно различным исследованиям и нашим оценкам, за последнее время рынок консультационных услуг в рублевом выражении вырос, что является следствием инфляционных процессов и удешевления рубля, — отмечает управляющий партнер департамента консалтинга компании «Делойт» (СНГ) Анастасия Осипова. — В долларовом выражении падение рынка консультационных услуг составляет примерно 15–20%. Связано это в первую очередь с невысокой покупательной способностью компаний на российском рынке и их недостаточной готовностью инвестировать деньги в консалтинг».

«В целом цены в рублевом выражении немного выросли, как и рынок консультационных услуг. Однако если мы конвертируем цены из рублей в доллары для сопоставления с ценами на услуги консультантов на мировом консалтинговом рынке, то увидим, что ставка на услуги консультантов в России, безусловно, падает и проигрывает ставке на услуги консультантов на рынках других стран», — говорит Анастасия Осипова.

Клиенты готовы платить за консалтинг, когда понимают и видят пользу, делится руководитель практики «Финансовое консультирование» КСК групп Елена Межуева: «Поэтому мы всегда стараемся использовать так называемый ROI-подход, «возврат на вложенное». Например, чтобы принять решение о вхождении в новый инвестиционный проект, собственнику нужно четко знать, какой финансовый результат получен от текущего бизнеса и какую сумму он сможет выделить на инвестиционные цели, не принеся вреда основному зарабатывающему бизнесу. Польза должна быть оцифрована».

Армен Даниелян также отмечает, что клиенты готовы к высоким расценкам консультантов по «точечным», четко понятным им наборам услуг. «Скажем, можно отметить, что именно в налоговом консалтинге у клиентов появилось понимание, что «дешево хорошо не бывает», ценовой фактор при выборе эксперта уходит на второй план. Главное — наличие успешного опыта решения проблем заказчика, глубокого знания отраслевой специфики, гибкости в подходах к решению проблем», — приводит он пример.

Светлана Романова, в свою очередь, отмечает значительную роль государства в процессах рыночного ценообразования. «Консалтинговые компании работают в жесткой конкурентной среде, которая во многом определяет их политику ценообразования. Среди факторов, влияющих на стоимость услуг, можно назвать регулирование системы закупок федеральными законами и соответствующими нормативными актами частных компаний, где ключевым критерием победы на конкурсе является цена предложения. Также на уровень цен влияет сохраняющийся демпинг ряда консалтинговых фирм», — говорит эксперт.

Частные случаи

Рассуждая о наиболее востребованных видах консультационных услуг, эксперты выделяют два больших сегмента, связанных либо с желанием бизнеса оптимизировать расходы, либо с желанием защититься от возможных потерь из-за действий государственных органов.

«Безусловно, сейчас очень сильно востребовано консультирование в сфере налогообложения, — рассказывает Армен Даниелян. — Прессинг со стороны налоговых органов, доначисления по результатам проверки, нововведения в работе ФНС, позволяющие видеть все применяемые способы оптимизации, — все это делает услуги в сфере налогового консалтинга востребованными. При этом не с точки зрения стандартного налогового аудита, а именно проведение, если можно так сказать, аналога выездной налоговой проверки». Также, по словам эксперта, можно отметить растущий спрос на услуги в сфере трансфертного ценообразования. И не только у крупных холдинговых структур. «Вопросы к формированию цен между зависимыми компаниями возникают и в ходе обычных выездных налоговых проверок по вопросам возможного получения необоснованной налоговой выгоды», — добавляет Армен Даниелян.

«Очень востребованы консультационные услуги в сфере снижения рисков — налоговых, правовых, финансовых, — подтверждает Елена Межуева. — В данном случае консультанты настоятельно рекомендуют клиентам переходить от порочной практики решения проблем по мере их возникновения к профилактическому подходу. Профилактика всегда дешевле».

Второй большой сегмент консультационных услуг, который всегда выходит на первый план в условиях спада или стагнации экономики, — сокращение издержек бизнеса.

Будут оставаться востребованными услуги в области повышения операционной эффективности и сокращения расходов, разработки комплексных программ управления эффективностью, прогнозирует Светлана Романова: «Особенно остро этот вопрос в условиях сокращения бюджетного финансирования будет стоять перед компаниями с госучастием», — считает она.

«По нашему опыту, до сих пор востребованы услуги, которые помогают компаниям различных отраслей сократить операционные затраты, — говорит Анастасия Осипова. — Сюда входят и проекты, связанные с оптимизацией затрат на поддерживающие функции внутри организаций, и с созданием общих центров обслуживания, и с оптимизацией цепочек поставок, и некоторые другие».

Тем не менее консультанты отмечают и признаки роста спроса на их услуги, связанные со ставкой заказчиков на развитие бизнеса, — правда, пока лишь по отдельным направлениям. «Можно отметить спрос на услуги в сфере развития бизнеса, — говорит Елена Межуева. — К данному направлению я бы отнесла вопросы постановки бизнес-процессов и постановки управленческого учета. Российский бизнес крайне неэффективен. Поэтому многие сейчас задумались о внутренних ресурсах для повышения эффективности. Именно выстраивание четких бизнес-процессов, внедрение бюджетирования, управленческого учета, финансового анализа позволяют добиться хороших результатов».

«Мы видим положительную тенденцию в том, что клиенты все больше рассматривают комплексные проекты по развитию и трансформации их бизнеса, начиная от разработки стратегии и построения оптимальной операционной модели и до оптимизации бизнес-процессов и внедрения ИT-решений», — отмечает Анастасия Осипова.

Светлана Романова считает, что конечный спрос заказчиков на услуги консультантов в обозримом будущем станет во многом определяться государственной политикой. «Будет наблюдаться особая активность по направлениям, в которых присутствует масштабная господдержка, связанная с реализацией приоритетных для страны направлений — развитие промышленных технологий, управление интеллектуальной собственностью, инновационные программы развития, проекты цифровой экономики», — полагает она. Основные потребители — это компании с госучастием, в том числе ОПК и госкорпорации, а также крупные частные компании. Также будет сохраняться спрос на консультационные услуги со стороны государственных организаций и учреждений, министерств и ведомств.

Рыночный расклад Плоды переходного периода
Скачать Содержание
Закрыть