Плоды переходного периода
Материалы выпуска
Аудит мимо денег Рынок «Бухгалтеры часто ментально не готовы к раскрытию информации» Рынок «Для многих малых предприятий аудит выглядит неоправданной обузой» Решения Рост за счет власти Решения Плоды переходного периода Рынок Инвестиции ждут советов Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Плоды переходного периода

Подорожание импортного ПО подстегнуло спрос на услуги ИТ-консультантов, при этом отечественный бизнес уже осознал необходимость внедрения сложных комплексных решений в рамках процесса цифровой трансформации.
Фото: Getty Images Russia

Говоря о специфике российского рынка ИТ-консалтинга, его участники прежде всего отмечают увеличение «сознательности» клиентов — отечественный бизнес все чаще предпочитает заказывать не конкретные ИТ-решения, а комплексные продукты, подразумевающие участие консультантов в трансформации бизнес-процессов.

«Цифровая трансформация — стратегическая тенденция, которая будет определять рынок ИТ-консалтинга в ближайшие несколько лет, — полагает директор департамента систем управления информационными сервисами компании «Витте Консалтинг» (ГК «АйТеко») Алексей Заславский. — И дело здесь не в том, что цифровой экономикой «заболели» первые лица и ей уделяется сейчас все большее внимание в публичном пространстве. Развитие цифровых технологий сделало возможным их применение для новых задач, связанных как с изменением производственной или бизнес-модели работы предприятий и организаций, так и с изменением конечного продукта, который они предлагают потребителям».

Помимо объективной необходимости изменения бизнес-процессов спрос на услуги ИТ-консультантов стимулирует и макроэкономическая ситуация: после двух волн девальвации в 2014–2015 годах предприятиям с рублевой выручкой стало менее доступно импортное программное обеспечение. «Основной тенденцией в последние годы является рост доли услуг консалтинга в объеме всего ИТ-рынка, — рассказывает директор практики бизнес-консалтинга компании AT Consulting Всеволод Красин. — Эта тенденция четко прослеживается с 2014 года, когда маржинальность услуг по системной интеграции существенно снизилась из-за внешнеэкономической конъюнктуры». Кроме того, говорит эксперт, многие клиенты теперь ориентируются на получение комплексного сервиса. Требуется не столько внедрить или доработать какую-то систему, сколько решить бизнес-задачу, что предполагает помимо настройки и доработки ИТ-систем и инфраструктуры также участие ИТ-консультанта в трансформации процессов.

«Можно отметить появившийся спрос на консультационные услуги по процессам жизненного цикла разработки программного обеспечения, включая аудит текущих процессов, разработку регламентов и ИТ-ландшафта программных средств, выбор и обоснование методологии разработки, автоматизацию процессов разработки и внедрения. Тем самым заказчик повышает качество разрабатываемых приложений, сокращает время разработки и количество ручных ошибок», — добавляет директор по системным решениям компании «Крок» Игорь Малышев.

Подобный комплексный подход требует от консультанта разработки продуктов, обладающих возможностью интегрировать в рамках единой ИТ-системы решения от разных вендоров. «Важно отметить интерес заказчиков не к законченным коробкам с «зашитой» логикой, базирующейся на лучших практиках конкретного поставщика решений, а именно к гибким платформенным решениям, основанным на современных технологиях и поддерживающим гибкую разработку. Основываясь на их возможностях, заказчик может получить требуемый уровень адаптивности работы», — говорит Алексей Заславский.

«Мы видим интерес со стороны заказчиков к небольшим инновационным проектам с прозрачным результатом», — говорит Игорь Малышев. По словам эксперта, растет, например, спрос на чат-боты. Кроме того, некоторые проекты, которые раньше предполагали построение ИТ-инфраструктуры, внедрение систем и консалтинг по оптимизации уже выстроенных ИТ— или бизнес-процессов, переводят в сервисный формат. «В частности, среди наших заказчиков мы видим спрос на управляемые сервисы. Они подразумевают программные, инфраструктурные или комплексные решения с набором качественных или количественных параметров, которыми заказчик может гибко управлять, — например, число пользователей, количество интегрируемых систем, объем аналитических отчетов, уровень доступности ИТ-инфраструктуры и т.д.», — рассказывает Игорь Малышев.

Всеволод Красин, в свою очередь, отмечает еще одну тенденцию — рост собственной ИТ-экспертизы клиентов: «Сейчас заказчики зачастую готовы реализовывать проекты своими силами, привлекая ИТ-консультантов лишь как экспертов, — рассказывает он. — А функции консультантов постепенно сосредоточиваются в области реализации уникальных ИТ-проектов, требующих специфической экспертизы, которой нет у заказчика, либо проектов настолько масштабных, что клиент не в состоянии реализовать их самостоятельно».

Рост собственной экспертизы заказчиков сказывается и на процессах ценообразования — оно становится более гибким. «На фоне некоторого уменьшения объемов всего рынка информационных технологий рынок ИТ-услуг становится все более сложным и более конкурентным — сокращаются ИТ-бюджеты, приходят новые игроки из других сегментов ИТ-рынка, — говорит Всеволод Красин. — Также год от года растет профессиональная компетенция самих заказчиков. Все это, соответственно, приводит к падению маржинальности и росту требований к качеству услуг ИТ-консалтинга». «Классический подход работы под ключ подразумевает фиксированную стоимость контракта и максимальную ответственность исполнителя, с одной стороны, и time and material с определенной временной ставкой и минимизацией, по сути, ответственности исполнителя — с другой. В последнее время в дополнение к этой «классике» приобретают популярность более гибкие подходы как к ценообразованию по принципу «открытой книги», так и к распределению ответственности между заказчиком и исполнителем с «умным» подходом Smartsourcing», — рассказывает Алексей Заславский.

ИТ-консультанты отмечают увеличение спроса прежде всего со стороны государства и компаний оборонно-промышленного комплекса.

Тенденцией последнего времени является увеличение доли государственных заказчиков со сложными ИТ-проектами, отмечает Всеволод Красин: «Наибольшим спросом, как и всегда, услуги ИТ-консультантов пользуются в самых ИТ-зависимых сегментах массового обслуживания — банковском и телекоммуникационном».

«Производственные компании, в том числе организации ОПК, заинтересованы сегодня в проектах по автоматизации производственных процессов», — говорит Игорь Малышев. По его словам, проекты по управлению бизнес-процессами востребованы компаниями из разных отраслей. Драйвером рынка стали также законодательные инициативы в части импортозамещения и информационной безопасности. При этом реализацию долгосрочных проектов организации сейчас предпочитают откладывать. Это обусловлено, помимо прочего, грядущими выборами. Поэтому по итогам 2017 года возможно уменьшение объемов проектов, которое приведет к росту во второй половине 2018 года.