— Какие типичные ошибки сейчас совершают заказчики аудиторских услуг?
— Если говорить о специфике нынешнего сезона, когда мы проводили аудит годовой отчетности за 2016 год, основная ошибка — недостаточный уровень раскрытия информации. Это сложилось исторически — раньше у нас просто составляли бухгалтерскую отчетность, не раскрывая, что именно стоит за цифрами финансовых показателей. Мы постепенно приближаемся к международным стандартам ведения бухучета, кроме того, уже с этого года введено применение международных стандартов аудита. А в международных стандартах при ведении учета и проведении аудита большое внимание уделяется детальному раскрытию информации. Аудитор должен увидеть, что все данные корректно составлены, что информация максимально раскрыта, что любому человеку, даже не очень разбирающемуся в финансах, после изучения отчетности будет в целом понятна вся картина по предприятию, — такова общая идеология. Сейчас мы сталкиваемся с тем, что работники бухгалтерии компаний-клиентов зачастую просто ментально к этому не готовы.
— Какую информацию раскрывают наименее охотно?
— О конечных бенефициарах, если речь идет о клиентах, у которых учредителями являются иностранные компании. Заказчики аудита не всегда готовы еще предоставлять такие данные, не понимают, что это не их добрая воля, а уже требование закона. Российский Минфин дает на этот счет четкие разъяснения: бенефициаром является только физическое лицо. То есть нужно указать конкретные фамилию, имя, отчество. И если они не указаны, аудитор должен, выполняя рекомендации Минфина, сделать в своем заключении соответствующую оговорку.
Еще один момент, также достаточно тяжелый для отечественного бизнеса, — раскрытие информации о сделках со связанными сторонами. Согласно текущим требованиям законодательства эти данные тоже необходимо раскрывать.
— А сведения, которые интересны инвесторам, кредиторам, контрагентам?
— Да, разумеется, здесь тоже бывают случаи некорректного раскрытия информации. Например, довольно часто забывают учесть в отчетности забалансовые обязательства предприятий — просто по незнанию бухгалтеров, что это необходимо. Например, выданные поручительства для третьих лиц, причем не связанных никак юридически. Бывает так, что компания стоимостью условно 100 единиц выдала поручительств на 1000 единиц и это никак не отражено в отчетности. Понятно, что наличие такого объема поручительств — это риски, внешние пользователи отчетности должны иметь доступ к данной информации. И компаниям нужно вести учет всех забалансовых обязательств. Это не только поручительства, но и другие статьи — например, сумма арендованных основных средств.
— А сколь часты случаи, когда компании умышленно не хотят раскрывать информацию?
— Эти случаи я бы отнесла к другой группе, не связанной, собственно, с забалансовыми статьями. Любой бизнес существует для того, чтобы зарабатывать прибыль. Поэтому основное в финансовой отчетности любой компании — показать финансовый результат. И, конечно, многие предприятия, особенно те, которые кредитуются в банках, хотят сделать свою бухгалтерскую отчетность как можно более привлекательной с этой точки зрения. Речь не только о забалансовых обязательствах, которые могут напрямую и косвенно повлиять на финансовый результат, — речь об оценке рисков и активов в целом. Например, если есть просроченная дебиторская задолженность — необходимо создавать резервы под такие обязательства контрагентов. Или какие-либо финансовые вложения в основные средства, в строительство — далеко не всегда реальная оценка этих активов соответствует балансовой сумме соответствующих расходов. Учет этих факторов может привести к снижению прибыли, поэтому у компаний возникает искушение забыть про них.
— Что при этом делает аудитор?
— Аудитор обязан проверить все основные статьи отчетности и должен подтвердить финансовый результат. И в этом случае он говорит клиенту: в данном объеме мы прибыль не подтверждаем, потому что не все ваши активы справедливо оценены, нужно доначислить резервы. Если клиент не соглашается, аудитор модифицирует форму заключения, чтобы внешние пользователи отчетности могли понять, что либо занижены обязательства компании, либо завышены активы.
— И тогда клиент находит другого аудитора, более сговорчивого.
— Аудит — это очень специфическая деятельность. Нравится или не нравится что-то заказчику, но над нами тоже есть государственный контроль, причем довольно жесткий, достаточно посмотреть на сайте Федерального казначейства, сколько было проведено проверок за первое полугодие этого года. И выдавать такое заключение, которое хочет клиент, мы не можем, потому что по закону несем ответственность за подобные действия.
Мы призываем всех клиентов более ответственно и серьезно относиться к процедуре аудита. Тем более что степень контроля за финансовой отчетностью компаний постоянно увеличивается. Например, с высокой долей вероятности на рынке аудита вскоре появился еще один контролирующий орган в лице Банка России. Но уже сейчас Центробанк заставляет коммерческие банки более пристально следить за отчетностью своих клиентов, причем не обязательно заемщиков, а даже тех, кто просто находится на расчетно-кассовом обслуживании. При этом у ряда крупных банков в кредитных договорах есть обязательный пункт о наличии аудиторского заключения или предусмотренные повышенные ставки по кредитам в случае его отсутствия.
— Хорошо, это ошибки, связанные, скажем так, с неправильной интерпретацией правил игры. Есть более обыденные?
— Довольно часто компании не проводят обязательный аудит, хотя должны. Наиболее распространены две ситуации. Первая — когда у компании выручка менее 400 млн руб., что является порогом, начиная с которого аудит обязателен, но она просто забывает, что есть еще один критерий — валюта баланса — если она выше 60 млн руб., аудит тоже обязателен. Причем в валюту баланса входят и дебиторская задолженность, и стоимость основных средств, даже у компаний с относительно небольшой выручкой она может быть значительная. Вторая ситуация — когда организация в период бурного роста переходит в категорию тех, для кого аудит обязателен, но просто не обращает на это внимания — в силу отсутствия привычки следить за подобными факторами.
— А в процессе взаимодействия с аудиторами в ходе проверки какие наиболее частые ошибки?
— Самая большая беда — когда мы приходим проводить аудит бухгалтерской отчетности, а отчетности в компании попросту еще нет. То есть уже, например, март, а бухгалтер компании почему-то думает: сейчас придет аудитор, мы вместе сядем и займемся составлением отчетности. При этом все хотят провести аудит до сдачи отчетности в контролирующую структуру, то есть до 30 марта.
Мы спрашиваем: а что же мы должны проверять? Массив данных и массив первичных документов? Не говоря уже о том, что по закону мы не имеем права проверять отчетность, в составлении которой принимали участие.
Поэтому важно понимать, что к приходу аудитора уже должен быть готов объект проверки, отчетность. Если компания сама не в состоянии это сделать, можно привлечь независимого консультанта. Либо, как мы часто рекомендуем тем клиентам, кто впервые проводит аудит, разбить проверку на несколько этапов. Например, посмотреть вместе с аудитором промежуточную полугодовую отчетность, понять, какие требования, что-то исправить, чтобы в годовой отчетности, по которой будет готовиться аудиторское заключение, учесть все эти моменты.