В программе развития Дальнего Востока особое внимание уделяется развитию транспортной системы Дальневосточного федерального округа (ДФО), и в первую очередь авиационного сообщения. С середины 1990-х до начала 2010-х годов система внутрирегиональных авиаперевозок пребывала в глубоком кризисе, в упадок пришла практически вся инфраструктура местных аэропортов. До 1990 года на Дальнем Востоке работало около 470 аэродромов и посадочных площадок, сейчас их осталось 140. Цены на билеты в какой-то момент стали заоблачными, а из одного субъекта Федерации в другой зачастую приходилось добираться через Москву, Новосибирск или Красноярск из-за отсутствия местных рейсов.
Государством был предпринят целый комплекс мер, позволяющих переломить ситуацию. Так, одним из важных шагов стало постановление правительства № 1242 от 25.03.2013 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации и формирование региональной маршрутной сети Российской Федерации», которым был введен новый порядок субсидирования перевозок на территории ДФО. Документ неоднократно дорабатывался. В 2018 году, по данным Росавиации, в соответствии с постановлением № 1242 из федерального и местных бюджетов будут субсидироваться 108 направлений, в софинансировании 65 из них участвуют субъекты ДФО. В программе примут участие авиакомпания «Аврора» (входит в группу «Аэрофлот») и большинство других российских перевозчиков. Перечень маршрутов, как показывает практика, может корректироваться с учетом реальных запросов. Так, в 2017 году по постановлению № 1242 авиарейсы субсидировались по 131 маршруту, хотя в первоначальной редакции документа, принятой в конце 2016 года, было указано лишь 102 направления.
Скорее всего, число маршрутов будет расширено и сейчас. Рабочая группа, созданная по инициативе полпреда президента в ДФО Юрия Трутнева, направила соответствующие документы в Минтранс, Минвостокразвития и Росавиацию. По мнению авторов обращения, для Дальнего Востока также стало насущной необходимостью введение отдельных госпрограмм субсидирования авиаперевозок в дополнение к тому, что предусматривает правительственный перечень. Только в этом случае можно будет увеличить карту полетов, закупить для местных авиалиний новые воздушные суда, привести в соответствие с современными требованиями наземную структуру дальневосточных аэропортов.
Перевозчик с репутацией
Любые субсидии выделяются после всесторонней оценки возможностей авиакомпании. Важно в данном случае все — надежность и ответственность перевозчика, его репутация на рынке, состояние парка самолетов, квалификация персонала, возможности для обучения и многое другое. Таких компаний немного даже в сегодняшнем длинном списке игроков региональных авиарынков. На Дальнем Востоке к ним можно отнести прежде всего авиакомпанию «Аврора», созданную «Аэрофлотом» в 2013 году на базе региональных перевозчиков. Контрольный пакет — 51% акций авиакомпании — и сегодня принадлежит ПАО «Аэрофлот — российские авиалинии».
Компания показывает ежегодный рост объемов перевозок в среднем на 20%. Только в Приморье на внутрикраевых рейсах «Аврора» за девять месяцев увеличила перевозку пассажиров на 46% по сравнению с 2016 годом, количество рейсов выросло на 67%. В ноябре 2017 года «Аврора» перевезла пятимиллионного по счету пассажира со дня своего основания. «Это практически равняется численности населения всего Дальнего Востока России. Результат был достигнут благодаря использованию эффективной системы построения маршрутной сети, развитию внутрирегиональных направлений и эксплуатации собственного парка», — пояснил генеральный директор АО «Авиакомпания «Аврора» Константин Сухоребрик.
В авиапарке базового дальневосточного перевозчика 24 воздушных судна, в том числе десять среднемагистральных Airbus А319, одиннадцать DHC-8 и три внутрирегиональных самолета DHC-6. «Аврора» — компания-универсал, работающая сразу в трех сегментах. На регулярной основе выполняются полеты в зарубежье, которое для Дальнего Востока является «ближним»: Сеул, Пусан, Харбин, Далянь, Пекин, Гонконг, Токио, Саппоро. Внутрироссийские направления «Авроры» — это маршруты в Хабаровск, Владивосток, Магадан, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Благовещенск, Тынду, Комсомольск-на-Амуре. Самолеты авиакомпании также выполняют регулярные социально значимые рейсы по местным воздушным линиям в Сахалинской области и Приморском крае в удаленные населенные пункты на небольших самолетах. Более крупным машинам просто не под силу сесть на имеющихся полосах под Ан-2, которые в прошлом веке построили в 600 дальних поселках. Карта таких рейсов расширяется. Так, 21 декабря 2017 года начаты полеты в Приморском крае дважды в неделю по новому маршруту Дальнереченск — Восток — Дальнереченск (пгт Восток приравнен к районам Крайнего Севера). Маршрут стал для «Авроры» десятым регулярным внутрикраевым рейсом, который выполняется в сотрудничестве с администрацией Приморского края в рамках программы развития региональных авиаперевозок в ДФО.
Расширение сети маршрутов
Стратегия «Авроры» предусматривает различные схемы расширения присутствия на рынке. В качестве возможного варианта, например, обсуждается передача «Авроре» во внешнее управление авиакомпании «Хабаровские авиалинии» в качестве фидерного перевозчика, который продолжит летать под собственным брендом, но под коммерческим управлением «Авроры». «Аврора» при такой схеме взаимодействия расширяет маршрутную сеть и может рассчитывать на субсидии по социальным перевозкам, а «Хабаровские авиалинии» получают немалый доход.
По словам министра промышленности и транспорта Хабаровского края Сергея Ивашкина, регион в сотрудничестве заинтересован, хотя окончательное решение пока не принято.
Вероятен и вариант, используемый властями Приморья: в 2014–2015 годах регион закупил для авиакомпании три самолета DHC-6 и дотирует полеты для льготников. В ноябре губернатор Сахалина Олег Кожемяко предложил создать на базе «Авроры» подразделение для обслуживания местных авиалиний. В самой «Авроре» отмечают, что создание такого подразделения говорит о внимании властей к решению задачи авиасообщения с малыми населенными пунктами (с населением от 200 до 3 тыс. человек), которые не имеют аэропортов с искусственными взлетно-посадочными полосами.
Идея, по заявлениям местной администрации, нашла поддержку в правительстве России. Сейчас, по данным Олега Кожемяко, ведется докапитализация «Авроры», чтобы купить самолеты для полетов на Курилы — крайне востребованное направление со средней загрузкой рейсов 90%.
Как пояснили в самой авиакомпании «Аврора», задачей максимум на Дальнем Востоке для нее остается восстановление карты полетов времен СССР, и для этого будут приняты все возможные меры.
Машина для любых аэродромовНа местных линиях чаще всего используются самолеты модели DHC-6 Series 400 Twin Otter. Это «воздушный трудяга», неприхотливый и надежный. При длине корпуса 15,8 м и размахе крыльев 19,8 м для взлета и посадки ему нужна полоса длиной всего 360 м. Благодаря этому DHC-6 может эксплуатироваться на любых дальневосточных аэродромах, на что не способны его ближайшие конкуренты типа L-410, Cessna, Beechcraft. По экспертным оценкам, в таких моделях самолетов оптимальным образом сочетаются экономия и надежность: безопасность полетов остается на высоком уровне, а себестоимость одного кресло-километра самая низкая по сравнению с «одноклассниками».
Машина для любых аэродромов
На местных линиях чаще всего используются самолеты модели DHC-6 Series 400 Twin Otter. Это «воздушный трудяга», неприхотливый и надежный. При длине корпуса 15,8 м и размахе крыльев 19,8 м для взлета и посадки ему нужна полоса длиной всего 360 м.
Благодаря этому DHC-6 может эксплуатироваться на любых дальневосточных аэродромах, на что не способны его ближайшие конкуренты типа L-410, Cessna, Beechcraft. По экспертным оценкам, в таких моделях самолетов оптимальным образом сочетаются экономия и надежность: безопасность полетов остается на высоком уровне, а себестоимость одного кресло-километра самая низкая по сравнению с «одноклассниками».