18–19 декабря во Владивостоке прошли дни японского и китайского инвестора, в ходе которых российские власти пообщались с представителями 38 иностранных компаний с суммарным годовым оборотом $500 млн, желающих вкладывать в Дальний Восток. Государство ради привлечения инвесторов готово совершенствовать существующие льготные режимы — территории опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток (СПВ), заявил по итогам встреч вице-премьер-полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. «Для инвесторов — резидентов ТОР мы разработали хороший механизм поддержки: сделали налоговые льготы, создали режим административного сопровождения и помощи в строительстве инфраструктуры. К инвесторам, которые хотят стать резидентами свободного порта Владивосток, предъявляются менее жесткие требования, поэтому мы не предусмотрели для них административного сопровождения. Но, общаясь сейчас с инвесторами, понимаешь, что, наверное, такой механизм нужно сделать», — сказал Юрий Трутнев.
Дальний Восток — уникальный по потенциалу регион России: здесь сосредоточена существенная доля природных богатств страны (от 20% нефти и газа до 55% золота) и очень близки емкие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, в котором проживает 55% населения планеты. Но суровые климатические условия, отсутствие современной инфраструктуры и высокие тарифы делают вложения в Дальний Восток достаточно рискованными. Для того, чтобы снизить риски инвесторов, в 2014–2015 годах для региона были законодательно прописаны особые условия для вложений: инвесторам существенно облегчают налоговое бремя и через различные инструменты помогают реализации проектов от лица государства.
За последние несколько лет на Дальнем Востоке создано 18 аналогов особых экономических зон — территорий опережающего развития, где бизнесу предлагают не только пониженные ставки налогов, но и площадки с инфраструктурой. Льготный режим свободного порта Владивосток вышел далеко за пределы Приморского края и охватил уже 21 муниципалитет в пяти субъектах РФ. В 2015–2016 годах в ТОР и СПВ было сдано в эксплуатацию 26 новых предприятий. До конца текущего года новых предприятий будет введено уже 83 — это 146 млрд вложенных рублей и 8, 5 тыс. новых рабочих мест. Из наиболее масштабных дальневосточных строек ближайшего будущего — Амурский газоперерабатывающий завод «Газпрома» стоимостью 950 млрд руб., Восточный нефтехимический комплекс «Роснефти» стоимостью 650 млрд руб., модернизация Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей РЖД с инвестициями 493 млрд руб. до 2023 года.
Режим одного окна
Сопровождение инвесторов на Дальнем Востоке в режиме «одного окна» ведет специальная управляющая компания — государственное АО «Корпорация развития Дальнего Востока» (КРДВ). Корпорация передает в аренду резидентам земельные участки и строит инфраструктуру для площадок ТОР — подводит к ним сети и дороги, в ежедневном режиме сопровождает проекты инвесторов, помогая решать административные проблемы самого широкого спектра. В регионах созданы дочерние общества КРДВ, которые выполняют эти же функции на местах, вплотную работая с резидентами. С начала «новой экономической политики» на Дальнем Востоке в корпорацию поступило уже около 1 тыс. заявок от желающих заключить соглашения об инвестиционной деятельности. Подписаны соглашения с 399 инвесторами в свободный порт (361,5 млрд руб. инвестиций) и 205 — в ТОР (2,17 трлн руб. инвестиций), с планами создать около 75 тыс. новых рабочих мест. На рассмотрении находится 81 заявка на сумму 13,9 млрд рубл К концу 2017 года статус резидентов ТОР и СПВ получат более 600 компаний.
Генеральный директор КРДВ Денис Тихонов говорит, что приоритетом корпорации остается привлечение все новых резидентов в территории опережающего развития и свободный порт Владивосток, несмотря на то, что их количество уже превысило 600.
«Нашей задачей остается создание благоприятного климата для инвесторов. Также важно расширять сферу деятельности КРДВ, а значит, и сферу поддержки резидентов, — отмечает Денис Тихонов. — Объемы работы растут, исходя из этого, нужно повышать роль «дочерних» структур в регионах — часть полномочий будет передано на этот уровень, такая работа уже начата. И мы будем стремиться ко все большей автоматизации бизнес-процессов внутри самой корпорации. Уже сейчас, зайдя на наш сайт, можно через нажатие одной кнопки заполнить по таблицам форму для бизнес-плана — основного документа, который мы требуем к каждой заявке».
Корпорация готова, продолжает Денис Тихонов, ради повышения эффективности работы инвесторов брать на себя все риски по взаимодействию с органами власти, в том числе по поводу строительства инфраструктуры. Для этого, признает он, часто приходится решать сложнейшие вопросы с сетедержателями — «Газпромом», «Федеральной сетевой компанией», и поиск компромисса — непростая задача, с которой может справиться только другая государственная структура — такая как КРДВ.
Земля с подключением
На Дальнем Востоке интенсивно развивается инфраструктура: 21 объект построен, 59 — строится, 54 — проектируется. Резидентам выдано порядка 80 технических условий на подключение к инфраструктурным объектам, строящимся на территориях опережающего развития. По словам Дениса Тихонова, все строительство идет согласно утвержденному плану-графику. Основной ввод в эксплуатацию объектов, в том числе по договорам технологического присоединения, запланирован на 2018 год.
Другой сложный вопрос — выделение земли под инвестиционные проекты. «Необходимо менять градостроительный регламент таким образом, чтобы земля под проекты у КРДВ была "впрок" или быстро выделялась из того массива, который есть в кадастре и может быть использован, — считает Денис Тихонов. — Соответствующий законопроект подготовлен и направлен в правительство Российской Федерации»..
Генеральный директор завода по производству акриловых красок ООО «БИГЭ» (Якутия) Андрей Неустроев считает, что преференции, которые дают территории опережающего развития, позволяют повысить рентабельность проекта, это влияет на себестоимость продукции и ее конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках. Завод поставляет краску всем строительным фирмам Якутии и продает ее в другие регионы ДФО. «Плюсы ТОР очевидны. Первое — это бесплатное подключение к объектам инфраструктуры. В прошлом году мы начали строительство, а в этом году закончили и сразу подключились к сетям газоснабжения и электричества, чтобы начать свою деятельность», — говорит Андрей Неустроев. В качестве дополнительных бонусов, которые позволяют бизнесу расширяться и пополнять ряды резидентов ТОР, предприниматель называет налоговые льготы по пенсионным выплатам, льготы по налогам на прибыль, серьезную информационную поддержку резидентов в СМИ.