— Какие технологические тренды становятся определяющими для общества и экономики?
— Мы живем в условиях, когда темп смены технологий постоянно ускоряется, что, на мой взгляд, можно назвать перманентной технологической революцией. Персональные компьютеры, интернет, сотовая связь, смартфоны, умные дома, беспилотные машины — все эти инновации появились в мире на памяти одного поколения. Теперь еще дополненная реальность, интернет вещей, big data, распределенные реестры и блокчейн. Цифровые технологии уже настолько интегрированы в нашу жизнь, что мы замечаем некоторые из них только в момент масштабных сбоев. Причем эти технологии принципиально несводимы к традиционным. Современные люди практически лишены возможности полноценно жить и работать вне цифрового мира.
Растет спрос на некую сверхтехнологию — «технологию генерации инноваций». Будучи невозможной без человеческих коммуникаций, она формируется как гуманитарная технология. Однако ее эффективность критично зависит от эффективности использования цифровых технологий.
— Какое место в новом экономическом укладе займут университеты, каков их функционал?
— Современный университет, помимо подготовки кадров для разных направлений науки и промышленности, становится ключевым звеном новой отрасли экономики. В ее основе — генерация инноваций, а также подготовка команд и технологических предпринимателей, реализующих эти инновации. Инновации и их носители — вот два основных продукта университетов нового типа — «инновационных» или «предпринимательских». Появление таких университетов — это логичный и вполне закономерный ответ на запрос современного рынка в части технологизации процесса генерации инноваций, а не инициатива государства, насаждаемая сверху. Формирование на этой основе новой отрасли экономики, которую можно назвать «отрасль генерации инноваций», должно окончательно сформировать экономику знаний.
Каждая область человеческой деятельности (медицина, энергетика, сельское хозяйство, промышленность и пр.) сегодня не может развиваться без инноваций. Задача университетов будущего — обеспечить бесперебойный поток инноваций, прикладных решений и продуктов на их основе, а также высококвалифицированных специалистов, способных к их генерации и коммерциализации.
— Каким образом современные университеты должны перестроиться, чтобы успешно функционировать в условиях перманентной генерации инноваций?
— Современные высшие учреждения несколько раз за свою историю менялись кардинальным образом. Например, в Средние века обучение в университете основывалось на передаче на протяжении всего периода обучения фундаментальных знаний от учителя к ученику. Затем начала появляться специализация. В условиях, когда технологии не менялись десятилетиями, такой формат обучения был оправдан. Постепенно произошел перекос в сторону узкоспециализированной подготовки, в том числе за счет сокращения времени на изучение фундаментальных и общеинженерных дисциплин.
Тем не менее, получив в вузе хорошие профессиональные компетенции, можно было оставаться актуальным на рынке труда до пенсии. Сегодня технологии меняются столь быстро, что освоенные на втором-третьем курсе оборудование или программное обеспечение к окончанию вуза уже устаревают. Конечно, ни один университет не в состоянии с такой скоростью обновлять технологическое оборудование, особенно если оно используется исключительно в учебном процессе.
Отсюда вытекают две важные, казалось бы, взаимоисключающие мысли. С одной стороны, современный университет должен давать крепкие фундаментальные знания и базовые общеинженерные компетенции как основу системного профессионального мышления. С другой стороны — надпрофессиональные компетенции, в том числе умение быстро и самостоятельно осваивать современные технологии, находить и перерабатывать нужную информацию. Такие компетенции можно получить только через реальную практическую и проектную деятельность. Умение работать в команде, проектное и критическое мышление, умение самостоятельно учиться, самоорганизация — это все те надпрофессиональные компетенции, или softskills, которые сейчас необходимы для того, чтобы чувствовать себя уверенно на рынке труда.
— Возможно ли совместить эти процессы в рамках стандартного срока обучения?
— Да, это возможно с помощью современных цифровых технологий. Это прежде всего электронное и онлайн-обучение, а также системы управления самим процессом обучения — Learning Management System (LMS). Использование этих технологий стирает грань между очной и заочной формами обучения, обеспечивая в формате заочного обучения более индивидуальный подход. Эти же технологии проникают в формат очного обучения, высвобождая время на реальную практику и проектную работу. И именно это становится основой для появления той самой гуманитарной технологии генерации инноваций, спрос на которые — порождение перманентной технологической революции.
Формирование системы и технологии генерации инноваций — это еще один тренд, который определит одну из возможных моделей будущего университета.
— Почему именно университет должен стать центром подготовки инноваций и технологических предпринимателей, разве существующие сегодня на рынке бизнес-инкубаторы и стартап-акселераторы не лучше справятся с этой задачей?
— Подготовка технологических предпринимателей — это длительный процесс, где, с одной стороны, требуется профессиональная подготовка, а с другой — целый комплекс надпрофессиональных компетенций. Важно, чтобы процессы и профессиональной, и надпрофессиональной подготовки шли одновременно. Очевидно, что длинный цикл обучения с получением профильных компетенций обеспечивает сегодня университет, универсальные навыки и предпринимательский опыт дают бизнес-инкубаторы и акселераторы стартапов. Для того чтобы стать основой новой экономики, университету будущего необходимо коренным образом измениться, вобрать в себя функции бизнес-инкубирования и акселерации стартапов. Причем сделать это не на факультативной основе, а жестко встроив в учебный процесс.
Свою конкурентоспособность в цифровом обществе смогут сохранить только предпринимательские университеты, которые либо вырастут из существующих сегодня (например, Лёвенский католический университет — старейший католический университет Европы — возглавил в 2017 году рейтинг инновационных университетов по версии агентства Reuters), либо их придется создавать с чистого листа. Освоение цифровых технологий неизбежно влечет за собой изменение не только учебного процесса, но и системы управления университетом. Подобная трансформация — чрезвычайно сложный процесс, требующий значительных ресурсов и коллективных усилий. Но вузы, которые не пройдут через такую трансформацию, вынуждены будут просто исчезнуть.