«Бренд Курильских островов уже сложился»
Материалы выпуска
Город Next Инновации Вертикальный старт Инструменты «Сокращение ставок сделает ценовые войны неэффективными» Рынок Замедление обеднения Компетенция Легковушки на общей платформе Инструменты Высокий рост с низкой базы Инструменты «Бренд Курильских островов уже сложился» Решения Угольщики на восходящем тренде Рынок Диверсификация как вызов Компетенция E-commerce в промышленном масштабе Компетенция «Лет десять назад нас слушали, а последние лет пять нас слышат» Инструменты В борьбе за туриста Инструменты «Для инвестиционного страхования важны макроидеи на долгий срок» Рынок «Университету нужно вобрать в себя функции инкубирования и акселерации» Инструменты
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:

«Бренд Курильских островов уже сложился»

О том, как осваивается самая далекая территория России, РБК+ рассказал губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.
Фото: пресс-служба

— Какие поступили предложения от японской стороны в рамках совместного освоения Курильских островов?

— Чтобы определить возможные проекты для совместной хозяйственной деятельности, в 2017 году на острова Кунашир, Шикотан и Итуруп были организованы две бизнес-миссии из Японии. По итогам этой работы были сформированы предложения. На федеральном уровне определены пять направлений, в которых российская и японская стороны договорились продолжить обсуждение: это марикультура, сельское хозяйство (тепличные комплексы), туризм, ветроэнергетика и экология (утилизация бытовых отходов).

Очередные переговоры по обсуждению проектов совместной хозяйственной деятельности на уровне заместителей министров иностранных дел России и Японии Игоря Моргулова и Такэо Мори состоялись в Токио в феврале этого года. Насколько нам известно, консультации продолжатся и в текущем году.

— В прессе появилось сообщение о создании на Курилах туристического кластера. Как будет финансироваться проект?

— Создание Курильского туристского кластера в рамках региональной программы по развитию туризма, а также ФЦП по развитию Курил подразумевает под собой постепенное обустройство туристических мест в рамках бюджетного и внебюджетного финансирования. Мы сейчас работаем над тем, чтобы привлечь инвесторов для создания туристической инфраструктуры. Например, занимаемся сопровождением проекта по строительству гостиничного комплекса с горячими источниками в Южно-Курильске.

Кроме того, в 2017 году мы провели научное исследование по оценке туристического потенциала Курильских островов. Сейчас эти материалы анализируются, с тем чтобы разработать новые мероприятия по развитию кластера.

— Как будет решаться проблема транспортной доступности островов?

— Ориентировочно с 1 июля планируется организовать регулярную доставку дополнительным специализированным судном на Кунашир, Шикотан и Итуруп важнейших грузов. Оно будет совершать рейсы раз в неделю.

Завершено проектирование нового судна, которое выйдет на линию Сахалин — Курилы. Планируем, что до 31 декабря 2020 года эта работа будет завершена.

Прорабатываем вопрос о том, чтобы аэропорты на островах Кунашир и Итуруп предстоящим летом принимали самолеты ежедневно. Кроме того, будет отработан маршрут выходного дня для гостей островов, чтобы они могли в пятницу прибыть на Курилы, а в воскресенье вечером улететь обратно в Южно-Сахалинск.

Завершается подготовка проектно-сметной документации по строительству посадочных площадок на о. Парамушир и о. Шикотан, а также ведется работа по приобретению воздушных судов пассажировместимостью до 20 человек, которые будут осуществлять авиарейсы на эти острова. После того как мы завершим эту работу, все населенные пункты, расположенные на Курильских островах, будут иметь транспортное сообщение с областным центром. Для отдаленных островов оно будет осуществляться максимум с одной пересадкой.

— В какой степени на предпринимателей Курил распространяется инструментарий поддержки, работающий на Сахалине?

— Принята государственная программа «Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2017–2020 годы». В ее рамках действует подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства Сахалинской области». Правительством Сахалинской области утвержден порядок предоставления мер государственной поддержки инвесторам в форме частичного субсидирования затрат на реализацию инвестиционных проектов.

Важный инструмент поддержки — предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов для строительства социально-культурных, коммунально-бытовых объектов, реализации масштабных инвестиционных проектов.

Для комплексного сопровождения проектов Сахалинское агентство по привлечению инвестиций работает по принципу «одного окна». Для финансирования реализации инвестиционных проектов создана Корпорация развития Сахалинской области. Деньги здесь можно получить под 5% годовых, а для проектов, реализуемых в агропромышленном комплексе, ставка составляет 0,5%.

Немаловажный инструмент — территории опережающего развития. В Сахалинской области их три — «Южная», «Горный воздух» и «Курилы». На сегодня в ТОР входят 19 компаний-резидентов. Им предлагается дополнительный и весьма обширный пакет налоговых и административных преференций.

Конечно, всеми этими мерами поддержки могут воспользоваться курильские предприниматели, что уже и происходит. Мы рассчитываем, что к 2020 году в ТОР «Курилы» войдут пять инвестиционных проектов (переработка рыбы, производство рыбной муки, консервов, добыча золота и серебра) на общую сумму инвестиций 15 млрд руб. Все это частные инвестиции.

— Думали ли вы об образе Курил, о брендировании региона, что, как считается, помогает развитию туризма и предпринимательства?

— Обладать запоминающимся и узнаваемым брендом, безусловно, очень важно для туристического и инвестиционного продвижения региона. Еще несколько лет назад Сахалин ассоциировался у многих россиян исключительно с красной икрой и рыбой.

Cегодня список брендов Сахалинской области дополнился горнолыжным курортом «Горный воздух» — туристическим объектом, который не имеет аналогов в макрорегионе. Cтремимся, чтобы таких узнаваемых фишек было как можно больше. Это могут быть природные объекты — мыс Столбчатый на Кунашире, курильские вулканы, природный парк о. Монерон, многочисленные исторические памятники, местные фестивали, праздники и творчество коренных народов. Все эти вещи мы активно продвигаем, используя слоган Go Sakhalin.

Что касается Курил, для россиян это интересный край с источниками, вулканами, рыболовными сейнерами, ходящими вдоль островов, рыбаками и красной икрой. Это говорит о том, что определенный бренд Курильских островов уже сложился в головах россиян и иностранцев.

— Каково состояние инфраструктуры островов, дороги, ЖКХ, какие инвестиции планируются?

— Большая часть инфраструктуры на Курилах строится в рамках федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016–2025 годы» и одноименной областной государственной программы. С начала их реализации уже введены в эксплуатацию восемь объектов образования, культуры и спорта, три объекта коммунального хозяйства, построено более 4,5 тыс. кв. м жилья.

В этом и следующем годах ожидается ввод в эксплуатацию двух объектов энергетики в Северо-Курильске и на Итурупе, асфальтированных участков автодорог общей протяженностью около 17 км на Кунашире, реконструированных улиц в городах и селах на Кунашире и Итурупе. Планируется окончание строительства трех спортивных объектов на островах Итуруп, Кунашир, Парамушир. Должна быть завершена волоконно-оптическая линия Сахалин — Курилы.

В течение ближайших двух лет будет начато строительство еще четырех детских садов и школ, четырех объектов здравоохранения, дома культуры и центра культурного развития.

Продолжатся работы по асфальтированию дороги Южно-Курильск — Головнино на Кунашире, проектирование реконструкции дороги Курильск — Буревестник на Итурупе, завершится проектирование реконструкции и асфальтирования межпоселковой дороги на Шикотане.

Запланирована реконструкция энергосистем Шикотана, Кунашира и Парамушира с увеличением мощности в несколько раз. Это важно для реализации новых проектов в сфере рыбообработки.

На реализацию этих проектов, многие из которых носят прорывной характер, в 2018–2020 годах будет направлено около 12 млрд руб. из федерального, областного и местных бюджетов, а также внебюджетных источников, а в целом до 2025 года объем финансирования федеральной программы составит порядка 72 млрд руб.