Высокий рост с низкой базы
Материалы выпуска
Город Next Инновации Вертикальный старт Инструменты «Сокращение ставок сделает ценовые войны неэффективными» Рынок Замедление обеднения Компетенция Легковушки на общей платформе Инструменты Высокий рост с низкой базы Инструменты «Бренд Курильских островов уже сложился» Решения Угольщики на восходящем тренде Рынок Диверсификация как вызов Компетенция E-commerce в промышленном масштабе Компетенция «Лет десять назад нас слушали, а последние лет пять нас слышат» Инструменты В борьбе за туриста Инструменты «Для инвестиционного страхования важны макроидеи на долгий срок» Рынок «Университету нужно вобрать в себя функции инкубирования и акселерации» Инструменты
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска
Партнер статьи:

Высокий рост с низкой базы

Дальний Восток стал самым динамичным регионом страны, однако удержать темпы роста не получится без повышения эффективности ТОР и снижения административного давления на бизнес.
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

Экономический рост на Дальнем Востоке уже четыре года превышает среднероссийские темпы, говорил в конце 2017 года глава Минвостокразвития Александр Галушка. Промышленное производство в округе, по данным Минвостокразвития, выросло на 2,2% (по России в целом — на 1%), сектор АПК — на 8,8% (по России — на 2,4%), строительство — на 9,2% (по стране — снижение на 1,4%).

Показательные экстремумы

Еврейская АО показала самый высокий рост промышленного производства в РФ. Первым об этом объявил глава региона Александр Левинталь в декабре прошлого года. Показатель роста за десять месяцев составил 47,5%. Левинталь назвал и другие цифры — так, в АПК рост составил за этот же период 21,6%, в строительстве — 68,9%, а добывающие отрасли выросли, по словам губернатора, «почти в семь раз». По итогам года цифра роста промпроизводства скорректировалась, но все равно осталась значительной — 41,9%, по данным Росстата. Министр Александр Галушка поставил регион в пример другим. Он же и объяснил статистический выплеск эффектом низкой базы и запуском нового производства. «Запущено новое предприятие — Кимкано-Сутарский ГОК. Ожидается прирост на 50–60% от этого крупного проекта», — говорил министр летом прошлого года.

В этом году, сообщая об успехах округа, министерство делает акцент на привлечении инвестиций. Росстат по итогам 2017 года показывает рост инвестиций в основной капитал на 17,1%. «Это абсолютное первое место в Российской Федерации: это почти в четыре раза больше, чем в среднем по стране», — говорил недавно Александр Галушка в интервью агентству ТАСС. Тогда же он заявил, что из этой цифры девять процентных пунктов обеспечили резиденты территорий опережающего развития (ТОР). «На Дальнем Востоке сегодня реализуется 1200 новых инвестиционных объектов на сумму 3,7 трлн руб. Создается более 120 тыс. рабочих мест. Все это делается, конечно, не одномоментно. К концу 2017 года на Дальнем Востоке заработали 89 новых предприятий, сегодня их уже 108, до конца года будет 200. И далее этот процесс будет только нарастать», — резюмировал он.

Сила ТОРов

Роль ТОР в экономике региона подчеркивают чиновники и федерального, и регионального уровней. Механизм запущен федеральным законом, вступившим в силу в конце 2014 года, причем первые три года действия закона ТОР могут создаваться только на Дальнем Востоке. Резиденты ТОР получают разного рода налоговые льготы. Государство обязуется обеспечить ТОР инфраструктуру.

В настоящее время в федеральном округе создано 18 ТОР, следует из материалов Минвостокразвития. Общее число резидентов — 251, общий объем инвестиций, по данным министерства, — 2,2 трлн руб., всего будет создано почти 43 тыс. рабочих мест.

Не обходится без проблем. Часто инвестору дают льготу, когда она не нужна, говорит руководитель Дальневосточной практики КПМГ в России Ольга Сурикова. Массовое создание ТОР привело к тому, что у регионов снизились налоговые поступления, отмечает она. Это ожидаемое явление от первых лет применения льготного режима, считает эксперт, однако целью является все-таки рост налоговых поступлений, и вскоре стоит ожидать именно его. Другое дело, что льготы, лишая бюджеты части налогов, могут не в полной мере отвечать настроениям инвесторов. «Например, в Хабаровском крае налог на имущество для резидентов начинает применяться с момента получения инвестором статуса резидента. При этом налог на имущество начинает платиться с момента постановки на учет вновь введенного объекта. Но от момента получения статуса до момента ввода в эксплуатацию объекта может пройти много времени. В периоде, когда прибыли еще может не быть и льгота особенно нужна, она уже не применяется, срок ее применения истек», — объясняет Ольга Сурикова.

Власти, в свою очередь, обеспокоены тем, что не все ТОР работают эффективно. Так, в феврале полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев говорил, что правительство рассмотрит вопрос о закрытии 20% ТОР, «пустые и дутые показатели нам не нужны», сказал он. В связи с этим запуск новых ТОР идет с трудом, регионам не так просто, как раньше, обосновать их необходимость. Промышленники просят ускориться, без режима ТОР невозможно освоить, например, месторождения Баимской медно-порфировой площади, говорил директор Региональной горнорудной компании Виктор Кудинов. «Без этой поддержки (режима ТОР. — РБК+) проекты не выходят в положительную зону по экономике», — заявлял он.

Неэффективность многих ТОР мнимая и связана с недостаточным развитием инфраструктуры, за которую отвечает государство, подчеркивают в администрации Приморского края. На эту проблему обратила внимание Генпрокуратура, чиновников администрации Приморского края обвиняют в необоснованной трате бюджета при заключении госконтрактов на разработку инфраструктуры. Решить вопрос предлагается созданием единой управляющей компании, рассказал врио вице-губернатора Приморского края Константин Богданенко. «Можно, конечно, найти фундаментальные причины такой ситуации, но на самом деле это в чистом виде недостатки действовавшей системы управления», — говорил он. На Сахалине подобная управляющая компания уже создается. По решению местных властей она будет финансироваться из регионального бюджета.

Снизить давление

По мнению статс-секретаря Евразийского банка развития Андрея Крайнего, основная проблема региона — административное давление. По данным Андрея Крайнего, 80% резидентов ТОР и свободного порта Владивосток столкнулись с избыточным вниманием чиновников. «Так, в свободном порту Владивосток, например, реализовано за два предыдущих года только 7,2% заявок — то есть 25. Налоговыми льготами по налогу на имущество за первое полугодие 2017 года воспользовались 13 резидентов, по прибыли — 23 резидента. Льготами по страховке воспользовались 56 резидентов. Общая сумма налоговых сборов составила 625 млн руб. Общая сумма по страховым сборам — 489 млн руб.», — приводит цифры Андрей Крайний.

Административное давление в федеральном округе выше среднероссийского уровня, соглашался и.о. министра Александр Галушка. «Нас волнует избыточное административное давление, у нас на Дальнем Востоке оно выше среднероссийского уровня. Наладили тесное сотрудничество с Генпрокуратурой, потому что считаем, что эта проблема не решена», — заявлял он во время своего визита на Камчатку в марте. Об этом же ранее, в августе прошлого года, говорил президент РФ на совещании в Амурской области. Проверки не согласуются с прокуратурой, носят внеплановый характер, до подведения итогов их результаты публикуются и наносят урон деловой репутации, подтверждал Юрий Трутнев.

Другая проблема округа — все еще слабые контакты с иностранными партнерами, в первую очередь из КНР. По данным Минвостокразвития, только 8% инвестиций в округ приходится на иностранцев. Андрей Крайний видит причину также в избыточных административных барьерах, которые существуют в отношениях между РФ и Китаем с обеих сторон. Соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и Китаем подписано на днях и направлено в первую очередь на снижение не тарифных, а административных барьеров, это должно помочь округу интегрироваться во внешний мир, считает Андрей Крайний.

«Центр заинтересован в социально-экономическом развитии Дальнего Востока, и с каждым годом мы будем видеть, как создаются условия для комфортного проживания граждан и развивается дальневосточный бизнес. Как только Дальний Восток построит дороги, создаст более-менее развитую инфраструктуру, еще больше инвесторов пойдут в регион за льготами», — рассказали РБК+ в пресс-службе РАНХиГС, где ведутся исследовательские программы, связанные с регионом.