Битва за таксопарк
Материалы выпуска
Битва за таксопарк Инструменты «Страховой агрегатор дает самый точный инструмент для оценки рисков» Компетенция Продажи грузовиков забуксовали Рынок Шасси с точной надстройкой Инструменты Электричество против метана Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Битва за таксопарк

Почти полумиллионный парк автомобилей для такси в РФ сильно фрагментирован: более 80% машин принадлежит небольшим таксопаркам. Это не мешает производителям сражаться за продажи с помощью дисконта и лизинга.
Фото: Александр Щербак/ТАСС

Благодаря расцвету агрегаторов российский рынок такси разгоняется с хорошей скоростью: по оценкам аналитической компании BusinesStat, его оборот в 2018 году составил 633,1 млрд руб., что более чем в два раза превысило уровень 2014 года.

Соответственно, растет и парк такси. По данным Публичной автоматизированной информационной системы «Такси» (ПАИС), по состоянию на август текущего года количество легковых такси в России, имеющих действующие разрешения, составляет 435,2 тыс. автомобилей. Старые машины в такси — это уже картинка из прошлого: по оценкам объединения «Международный евразийский форум «Такси» (МЕФТ), сегодня средний срок работы автомобиля в такси в России составляет 5,5 года, а ежегодный объем рынка обновления российских таксопарков оценивается в 200 млрд руб.

Корейско-немецкое доминирование 

Популярность конкретных моделей в таксопарках зависит от региона. По данным МЕФТ, в Москве доминируют южнокорейские и немецкие автопроизводители. Так, из 49,5 тыс. автомобилей, которые используются в столице для такси, с большим отрывом лидирует модель Hyundai Solaris (10,2 тыс. машин), за ней следуют Volkswagen Polo (5,7 тыс.) и Kia Rio (5,2 тыс.), далее — модели Škoda, Ford, Nissan.

«В регионах ситуация с популярными моделями для таксопарков другая, чем в столице, — отмечает Станислав Швегерус, руководитель центра компетенций объединения МЕФТ. — Здесь в большинстве своем благодаря своей надежности, простоте в обслуживании и доступным ценам наибольшей популярностью в такси пользуется продукция АвтоВАЗа (Lada Granta, Lada Vesta), а также французской Renault (Logan). А, скажем, в Приморском крае наибольшей популярностью в такси пользуются машины японского производства с правым рулем, причем это преимущественно модели с гибридными двигателями типа Toyota Prius».

Самые важные критерии для использования авто в такси — это экономичность, неприхотливость в обслуживании, надежность, презентабельный внешний вид, объемный багажник и, главное, доступная цена, добавляет Александр Захаров, руководитель направления по работе с ключевыми клиентами одного из крупнейших российских автодилеров «Автоспеццентр» (продает автомобили Hyundai, Škoda, Volkswagen, Kia, Nissan и других марок). «Под эти характеристики на российском авторынке больше всего подходят, например, такие модели, как Hyundai Solaris (цена от 812 тыс. руб.), Renault Logan (от 630 тыс. руб.), а в регионах в такси охотно берут Lada Vesta (от 640 тыс. руб.) и Lada Granta (от 496,5 тыс. руб.)», — отмечает представитель автодилера.

Заманчивый дисконт

Если, например, в каршеринге основная доля рынка делится между крупными игроками, то в такси подавляющее число автопарков — это небольшие компании, которые сотрудничают с агрегаторами, не имеющими своих крупных парков. «По нашей статистике, парки до 50 машин в России занимают около 80% всего рынка такси, — констатирует Александр Усов, исполнительный директор лизинговой компании «CTRL Лизинг». — Операторы каршеринга могут приобретать в один парк более тысячи машин, такси же имеют более скромные парки в несколько десятков автомобилей, соответственно, объемы продаж для каждого автопарка существенно ниже».

Тем не менее даже в работе с небольшими автопарками производители и автодилеры применяют гибкий подход, заманивая клиентов существенными скидками. По оценкам участников рынка, в настоящее время дисконт на приобретение новых машин для таксопарков составляет 10–15%, примерно столько же составляет снижение цены на техническое обслуживание. При этом автопроизводители заинтересованы в развитии продаж для таксопарков не только с точки зрения увеличения объема продаж, но и с точки зрения рекламы своей продукции. «Популярность конкретных моделей в известных таксопарках сильно повышает узнаваемость бренда такси и является фактором увеличения продаж, — указывает Александр Захаров. — Также для автопроизводителя важно, что таксопарк, приобретая автомобиль определенного бренда в первый раз, с высокой долей вероятности продолжит покупать его и в будущем. Именно эта причина стимулирует автоконцерны и дальше вести борьбу за корпоративных клиентов в сегменте такси посредством скидок и выгодных предложений. Например, марки Renault, Kia, Nissan, Hyundai, Datsun не так давно заключили договоры с партнерами «Яндекс.Такси» о предоставлении скидок в размере от 8 до 16% на приобретение новых автомобилей экономкласса».

Помимо скидочных программ от производителей представителям бизнеса такси сейчас можно рассчитывать и на поддержку властей. Власти ряда регионов, считая такси значимым инструментом борьбы с дорожными заторами, в последнее время активно развивают субсидирование закупок автомобилей под таксомоторные сервисы. Например, в Москве власти субсидируют до 15% стоимости новых автомобилей для такси, благодаря чему сейчас столичный автопарк такси — один из самых молодых не только в России, но и в Европе, его средний возраст составляет 2,7 года.

В борьбу за таксопарки активно включаются и финансовые структуры: особенно широко развиваются совместные лизинговые программы. «Последние лизинговые программы, разрабатываемые совместно с агрегаторами услуг такси, позволяют быстро и выгодно оформить автомобиль в лизинг на специальных условиях с авансовым платежом до 49% от стоимости транспортного средства. В рамках программы предприниматель может создать автопарк с нуля или масштабировать и модернизировать уже существующий», — рассказывает Александр Усов. По его словам, сегодня порядка 30% всех автомобилей для такси приобретается в лизинг и средний срок лизингового договора составляет три года.

Комфортнее и экологичнее 

«От автопроизводителей и дальше стоит ожидать финансирования сервисов такси. Они решают этим несколько задач: получают доступ к специфическим технологиям, расширяют рынок сбыта и изучают потребности тех людей, которые не спешат покупать собственную машину», — отмечает Иван Корытник, операционный директор сервиса для поиска автомобилей для такси GetCar.ru.

Автопроизводители, с одной стороны, пытаются при доступной цене на машины повысить комфорт для пассажиров, внедряя в базовые комплектации для такси все больше таких дополнительных опций, как климат-контроль, качественная аудиосистема. С другой — важна тенденция развития авто для такси с глобальным трендом, направленным на снижение уровня выбросов вредных веществ и создание экотранспорта. В России автопроизводители движутся в сторону использования для такси газобаллонного оборудования (ГБО), которое является более экологичным и выгодным. Например, недавно АвтоВАЗ начал предлагать в заводских комплектациях битопливные версии Vesta и Largus с ГБО на метане. Этому примеру планируют последовать еще ряд производителей. «Учитывая постоянный рост цен на ГСМ, а также растущую конкуренцию среди агрегаторов такси, одним из способов сохранения рентабельности в бизнесе такси становится установка ГБО. При этом не стоит забывать, что в России принимаются программы стимулирования развития транспорта на газе, которые предусматривают субсидирование покупки машин на газе, в том числе и в сфере такси. Так что не исключено, что в борьбе за кусок рынка все производители в будущем перейдут к выпуску заводских автомобилей с ГБО», — отмечает Никита Тяжкун, руководитель направления «Такси» группы компаний «Альфа-Лизинг».

В более отдаленной перспективе не исключено распространение беспилотных такси и электромобилей. Например, по словам Екатерины Хан, руководителя российского представительства компании Bolt (международные услуги такси), во многих европейских странах, а также в Китае возрастающим спросом пользуются такси на электромобилях. Возможно и развитие услуг воздушного такси. Александр Захаров напоминает, что в Москве и Подмосковье услуги вертолетного такси планируется ввести после 2025 года. Уже объявлено, что оно будет курсировать по трем направлениям, правда, на начальном этапе стоимость таких услуг будет «кусачей» — она составит примерно 12 тыс. руб. в час с человека. Тем временем, например, компания Toyota недавно представила отдельный концепт летающего автомобиля для услуг аэротакси, а компания «Яндекс.Такси» на прошедшем авиасалоне МАКС заключила договор о сотрудничестве в сфере аэротакси с холдингом «Вертолеты России».