Шасси с точной надстройкой
Материалы выпуска
Битва за таксопарк Инструменты «Страховой агрегатор дает самый точный инструмент для оценки рисков» Компетенция Продажи грузовиков забуксовали Рынок Шасси с точной надстройкой Инструменты Электричество против метана Инновации
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Шасси с точной надстройкой

На рынке адаптации коммерческих автомобилей к запросам потребителей российские компании успешно конкурируют с мировыми автоконцернами.
Фото: Григорий Сысоев/РИА Новости

Эффективность транспортных средств во многом определяется их адаптацией под конкретные нужды. Рынок услуг кастомизации грузовиков развивается. Если, по данным «Автостата», по итогам ушедшего года весь российский рынок грузовиков составлял 82,3 тыс. автомобилей, то примерно 41 тыс. пришлась на машины с различными видами надстроек, что на 1,5 тыс. единиц больше, чем в 2017 году.

Европейское предложение

По оценкам производителя грузовиков Mercedes-Benz в России компании «Даймлер КамАЗ Рус», в настоящее время примерно 50% всего рынка грузовиков приходится на тягачи (которые предназначены для перевозки прицепов), а другие 50% — это грузовики, чьи шасси предназначены для различных надстроек.

Прежде всего это кузовные надстройки на самосвалы — для перевозки песка, гравия и прочих сыпучих грузов. Другой распространенный тип адаптации коммерческого авто для клиента — создание надстройки в виде фургона. Простейший вариант этого типа — промтоварный фургон для транспортировки, например, одежды или бытовой техники, усложненный — изотермический фургон, необходимый для перевозки продуктов питания или лекарств. Для замороженных грузов машины оборудуют холодильными установками, превращая фургоны в рефрижераторы. На одном и том же шасси могут быть построены, например, эвакуатор с краном-манипулятором, мусоровоз, лесовоз или миксер, в котором можно возить на стройку бетон. «Спрос на некоторые виды надстроек в России динамично растет, — рассказали РБК+ в представительстве «Даймлер КамАЗ Рус». — Например, сегмент лесовозной техники существенно растет за счет того, что лесозаготовительные компании реализуют древесину на экспорт, соответственно, большинство сделок заключается в выгодной иностранной валюте. Помимо этого существенный рост показывает сегмент мусоровозной техники — за счет новой мусорной реформы».

Структура рынка услуг адаптации коммерческих автомобилей под запросы клиента состоит из двух ключевых типов игроков. С одной стороны, это непосредственно автопроизводители, которые, не желая упускать прибыль от кастомизации своей продукции, сами предлагают распространенные типы надстроек на коммерческие автомобили (те же фургоны или рефрижераторы). Иногда производители сотрудничают в этой области с профильными компаниями. Например, производитель грузовиков Mercedes-Benz сотрудничает с европейскими компаниями Wielton и Meiler, специализирующимися, в частности, на создании самосвальных надстроек.

С другой стороны, на рынке присутствуют независимые компании, которые готовы предлагать покупателю коммерческого автомобиля нужную ему надстройку. Такие фирмы доминируют на рынке: по оценкам его игроков, сегодня порядка 70% надстроек производятся независимыми компаниями. Причем в России проявляют активность как российские, так и иностранные производители надстроек. «Сегмент шасси для надстроек интересен европейским производителям, доля которых в последнее время уверенно растет и составляет порядка 15%. Мы считаем, что потенциал развития у этого сегмента высокий», — отмечают в представительстве «Даймлер КамАЗ Рус».

Российское доминирование

Доминирующие 85% продаж приходятся на российские компании. К самым известным и крупным на этом рынке можно отнести, например, таких производителей, как Рязанский завод автофургонов «Центртранстехмаш», Автомеханический завод из Нижегородской области, завод «Спецтехкомплект», «Еврофургон» из Санкт-Петербурга, нижегородский «ФургонСервис», Красногорский комбинат еврофургонов, компанию Rus Van и др. Одновременно на рынке свою маржу не упускают и небольшие российские компании.

«Среди производителей надстроек можно выделить небольшие компании, выполняющие индивидуальные заказы на конкретных автомобилях, и специализированных изготовителей надстроек, у которых есть стандартные решения для большинства шасси автопроизводителей. Вторые как раз и делят между собой основной объем производства надстроек. Среди них можно выделить завод спецтехники «Нижегородец», завод «Центртранстехмаш», машиностроительный завод «Тонар» и другие», — отмечает Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг логистической компании FM Logistic.

Структура спроса у российских производителей адаптационных решений для коммерческих авто разная: например, по словам представителей Автомеханического завода из Нижегородской области, порядка 60% заказов на их продукцию приходится на изотермические фургоны из сэндвич-панелей (специальных композитных материалов), 10% — на промтоварные и каркасные фургоны, 10% — это различные виды спецтехники типа самосвалов, эвакуаторов, кранов-манипуляторов. При этом, по словам представителей компании, простейшие решения типа промтоварных и бортовых надстроек стали пользоваться меньшим спросом, чем в предыдущие годы, а заказчики все больше уделяют внимания более сложным техническим решениям адаптации.

«Рынок надстроек находится в постоянном развитии, основные игроки российского рынка имеют пакет заказов на несколько месяцев вперед, — говорит Рим Минемуллин, исполнительный директор «ФАВ-Восточная Европа» (производитель грузовиков FAW). — Стоит признать, что существует определенная борьба за клиента из-за разного подхода автопроизводителей к сотрудничеству с заводами — изготовителями надстроек. Например, в данный момент мы поставляем шасси для монтажа надстроек, а также предоставляем весь необходимый пакет документов для дальнейшей сертификации готовой продукции заводами-изготовителями. Впрочем, мы также сотрудничаем с российскими производителями и размещаем заказы на изготовление самосвальных кузовов различного назначения, кранов-манипуляторов с бортовой платформой, мультилифтами (погрузочными механизмами), миксеров, ломовозов. Нашими постоянными партнерами являются компании «Автомастер» и СПМ из Набережных Челнов, также ведутся переговоры с рядом других изготовителей надстроек».

По оценкам участников рынка, ближайшее будущее рынка услуг адаптации коммерческих авто зависит от развития рынка коммерческого транспорта в целом. При этом выигрывать будут компании, которые смогут предлагать новые технологичные решения. Например, все более востребованным становится использование легких материалов в конструкции надстроек, которые позволяют уменьшить вес грузовика и сделать его использование более эффективным.