По данным исследования НИУ ВШЭ, Россия сегодня входит в топ-10 стран по интенсивности затрат на технологические инновации, находясь на девятой позиции (максимальные показатели — у Швеции, Дании и Германии). В структуре этих затрат в России второе место (32,6%) занимают расходы на модернизацию оборудования и программного обеспечения. Для сравнения: в Германии и Финляндии на обновление основных фондов приходится около четверти инвестиций в инновации, а в Швеции — десятая их часть. При этом доля продукции, создаваемой на базе новых технологий, в России составила в 2018 году около 7% общего объема продаж (в Германии — 14%, в Великобритании — около 16%).
«Глобально российская экономика по уровню цифровизации уже вошла в группу стран, не уступающих друг другу по темпам инновационного развития, но пока мы не можем похвастаться лидерскими позициями», — считает Алексей Окишев, партнер, руководитель технологической практики PwC в России. По данным исследования PwC «Digital IQ», выпущенном в 2019 году, 37% компаний, нацеленных на повышение эффективности, в мире и 33% — в России под «цифровыми» имеют в виду информационные технологии. К так называемым охотникам за эффективностью, по версии PwC, в России относится 51% организаций (в мире — 22%) — это те компании, которые внедряют диджитализацию, чтобы вести бизнес более продуманно и быстро. Свыше 59% компаний этой категории включают цифровую стратегию в качестве неотъемлемой части общей стратегии развития.
Востребованный спектр
По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, сегодня 82% российских компаний используют широкополосный доступ в интернет, 23% — облачные сервисы, 19% — ERP-системы и 12% — электронные продажи. Для сравнения: в соседней Финляндии облачными сервисами сейчас пользуется 66% организаций.
«Общий уровень цифровизации экономики РФ остается умеренным — во многом это вызвано относительно высокой консолидацией в ключевых промышленных секторах, ограниченной конкуренцией и низким уровнем развития венчурной индустрии», — отмечает директор департамента финансового консультирования «Делойт, СНГ» Алексей Чаговец. По его мнению, наиболее актуальными сегодня являются решения, обеспечивающие развитие прямых сервисных моделей, снижение транзакционных издержек и разработку новых продуктов как в b2c-, так и в b2b-сегментах — прежде всего это цифровые технологии обработки, анализа и обмена данными.
«Наиболее актуальны те технологии, которые способны качественно изменить процессы «здесь и сейчас» и способствуют трансформации в целом — искусственный интеллект, роботизированные решения и т.п.», — считает Алексей Окишев. К перечню, включающему инструменты анализа и прогнозирования, мобильные приложения, интернет вещей, роботизацию бизнес-процессов, виртуальную и дополненную реальности, стоит также относить масштабируемые гибкие практики проектного управления — это самые востребованные сегодня технологии, добавляет исполнительный директор Центра стратегического развития и цифровой трансформации компании «ЛАНИТ-Интеграция» (входит в группу компаний ЛАНИТ) Павел Сварник.
Приоритеты лидеров
Лидерами по внедрению цифровых решений на российском рынке становятся игроки, ориентированные на развитие массовых потребительских сервисов, прежде всего в финансах, медиа, телекоме, транспорте, логистике и розничной торговле, отмечает Алексей Чаговец. Для этих сегментов очень важно быть клиентоориентированными и постоянно повышать качество сервиса, продукта и услуг, согласен Алексей Окишев.
Форсированное развитие лидеров уже отражается в глобальной статистике. Так, в новом отчете BCG «Глобальный рынок платежных услуг 2019: потенциал растущих направлений» (Global Payments 2019: Tapping into Pockets of Growth) отмечается феноменальный 30-кратный рост числа безналичных карточных транзакций в России в 2010–2018 годах (с 5,8 до 172 на человека в год). Опережая другие исследованные страны (всего их 58) по темпам роста выручки платежей (CAGR), Россия стала мировым лидером по числу защищенных токенизированных транзакций и крупнейшим в Европе рынком по объему операций с использованием цифровых кошельков.
«Промышленность заговорила о цифровизации позже банков, медиа и других секторов, где это стало вопросом выживания в высококонкурентной среде», — отмечает Алиса Мельникова, директор по цифровым технологиям «Сибура». Однако нефтехимические производства исторически были глубоко автоматизированы, и это стало хорошей стартовой базой для цифровой трансформации в ее современном понимании. «Сибур» начал активное пилотирование и разработку новых цифровых технологий два года назад. С тех пор было внедрено несколько десятков цифровых продуктов на производственных предприятиях и в сфере логистики. В частности, активно используется аналитический инструментарий и «Платформа данных», для наполнения которой создаются цифровые инструменты поддержки процессов и сети объединенных через беспроводные технологии устройств и датчиков, которые передают данные о состоянии оборудования.
В компании «Норникель» создано R&D-подразделение «Цифровая лаборатория», на базе которого тестируются и частично применяют почти все инструменты «Индустрии 4.0»: технологии «Цифровой двойник» и «Цифровое зрение», анализ данных, промышленный интернет вещей, RPA и VR и др. «Сейчас идут активные испытания беспилотников для анализа состояния горных выработок, изучается возможность применения роботов-маркшейдеров для получения качественной 3D-съемки и другие решения», — говорит директор департамента информационных технологий «Норникеля» Юрий Шеховцов.
Ощутимый эффект
По данным отчета Schneider Electric «О преимуществах глобальной цифровой трансформации», цифровизация технических процессов в среднем экономит компании 35% капитальных затрат, в том числе на 29% снижаются расходы на ввод в эксплуатацию новых систем и активов. Применение цифровых технологий в промышленных целях помогает достичь большей производительности при меньших временных затратах, энергозатратах и количестве материалов.
«В среднесрочной перспективе потенциальная выгода от внедрения цифровых технологий будет измеряться сотнями миллионов рублей», — отмечает Юрий Шеховцов.
«Наиболее ощутимый эффект наблюдается в банкинге и розничной торговле — представители этих секторов научились собирать объективные данные своих клиентов из разных информационных каналов, правильно их анализировать и использовать результаты этого анализа, — добавляет Павел Сварник. — На выходе они имеют достоверные прогнозные модели, востребованные продукты, качественный сервис, лояльных клиентов, низкие операционные затраты на выполнение рутинных задач и, следовательно, низкую стоимость услуг и товаров для конечного потребителя».
Наибольший потенциал для повышения эффективности дают средства продвинутой аналитики, технологии машинного обучения и местами — искусственного интеллекта, согласна Алиса Мельникова. По ее словам, рекомендательные модели позволяют оперативно принимать решения по ведению технологических режимов, чтобы повышать объем выпуска продукции при снижении количества исходного сырья и предотвращении внеплановых остановок оборудования. К примеру, по данным «Сибура», предиктивное обслуживание экструдера на производстве полимеров предупреждает до 85% нештатных ситуаций, а после запуска модели в 2018 году оборудование ни разу не останавливалось.
Цифровизация позволяет упростить работу сотрудников в части обходов, ремонтов и допусков на выполнение опасных видов работ, добавляет Алиса Мельникова. Применение роботов избавляет людей от тяжелого физического труда, связанного с упаковкой продукции, а также повышает точность и скорость ее сортировки, упрощает отбраковку неликвида. Беспилотные летательные аппараты помогают проводить диагностику труднодоступных и протяженных объектов — трубопроводов, охладительных башен и факелов. С помощью AR-очков проводятся оперативные ремонтные работы без командирования экспертов (ранее процедура занимала до 72 часов). А инструменты видеоаналитики в «Сибуре» позволяют делать расшифровку данных с видеокамер на производстве, диагностировать отклонения и принимать своевременные меры по корректировке режимов на производственных установках.