Управление будущим
Материалы выпуска
Услуги для экономики Рынок «Сервисы способствуют легализации самозанятых» Рынок Управление будущим Инструменты Фактор бота Инновации Умножение делением Рынок
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Управление будущим

Понимание идеалов цифрового поколения позволит влиять на профессиональные траектории молодежи.
Фото: Getty Images Russia

Наращивать долю цифровой экономики предстоит ровесникам Рунета — миллениалам (рожденные после 1981 года) и центениалам (рожденные начиная примерно с 1995-го), представителям поколений, которые фактически выросли в Сети и для которых интернет — естественная среда, органично вписанная в реальность и без которой они не представляют своей жизни.

За 25 лет интернет-отрасль в стране выросла более чем до 90 млн пользователей и свыше 5% ВВП, свидетельствуют данные Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). К 2025 году Россия может увеличить ВВП страны с 4,1 трлн до 8,9 трлн руб. за счет роста цифровой экономики, которая составит уже 10% ВВП, прогнозируют эксперты международной McKinsey. Но и это не предел: в Китае «цифра» обеспечивает 34% ВВП. В России при условии преодоления технических, культурных и кадровых ограничений возможен кратный рост.

Однако отечественные специалисты (как и в остальных странах БРИКС) сильно уступают в уровне подготовки студентам из США, согласно исследованию НИУ ВШЭ и Стэнфорда: более 50% выпускников ИТ-направления не идут работать по выбранной специальности, так как уровень их подготовки не всегда удовлетворяет работодателей.

По оценкам Агентства стратегических инициатив, в прошлом году дефицит кадров достиг отметки 400 тыс. человек и продолжит расти.

Будущее в цифровом мире

65% рабочих мест 2030 года еще даже не существует, отмечают аналитики американской Business Insider. «Ветеринар» для собак-роботов, поведенческий гейм-дизайнер, специалисты по холопортации (технология сканирования и воспроизведения 3D-видео, позволяющая визуализировать объемные изображения людей в любом месте в режиме реального времени), эксперт по выращиванию искусственных органов — вот неполный перечень предполагаемых профессий будущего по версии основательницы LittleBits (американская платформа для изучения электроники и создания прототипов новых устройств) Айи Бдейр.

В мире машин наличие широкого кругозора, глубокие аналитические способности, системность и наличие профессиональных знаний на стыке различных областей станут основой профессионального успеха, считает Digital transformation manager международной компании по подбору персонала Kelly Services CIS Наталья Завьялова.

Необходимо повышать число бюджетных мест по ИТ-специальностям, эти кадры сегодня нужны во всех отраслях экономики, говорит исполнительный директор Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий, председатель совета по развитию информационных технологий и цифровой экономики ТПП РФ Николай Комлев.

Мотивация людей не просто к освоению новых профессий, но и к постоянному обучению — задача государственного масштаба, и сегодня в ее решение вовлекаются практически все заинтересованные организации (школы, университеты, сами работодатели). Даже биржи труда сегодня ориентируют на продвижение цифровых профессий. По крайней мере, такая трансформация предусмотрена нацпроектами «Цифровая экономика» и «Образование».

Агенты влияния

Ключ к мотивации нового поколения — понимание его потребностей и способность говорить с его лидерами на одном языке, говорят аналитики РАЭК: «Конкурсы, гранты, хакатоны, соревнования разработчиков — одни из наиболее действенных и простых шагов, которые есть в арсенале власти и бизнеса». Если они проводятся не в формате внутренней «песочницы», а максимально открыты, то результат таких состязаний не только повышение престижа ИТ-профессий, но и создание мощного комьюнити, где можно будет обменяться идеями и знаниями, найти ментора и собрать команду, отмечают в РАЭК.

Участники конкурса РАЭК «Молодые лидеры Рунета», призванного выявить самых ярких героев поколения «цифры», сообща вывели формулу своего лидерства: это наличие грамотных и вовлеченных наставников, которые не боятся делегировать молодым важные решения, а также создание среды, способствующей креативности и самостоятельности.

Человек должен с детства видеть красивые вывески на домах и аккуратный дизайн меню в кафе, говорит CEO и арт-директор UX-студии Everest Владимир Белоусов: «Хочется не просто сделать десяток-другой крутых сайтов или приложений, а повлиять на сознание людей».

Важна, на взгляд участников конкурса (в проекте приняли участие более 300 человек до 35 лет), и внутренняя мотивация.

По словам 27-летнего гендиректора Expopromoter LTD (Китай) Семена Загайнова (попал в список 30U30 Forbes China), им всегда двигал принцип «Делай только то, что тебе нравится».

Интересно, что среди участников конкурса много не чисто цифровых компаний, а представителей госорганов, нефтяного и энергетического бизнеса, которые активно цифровизуются.

Равнение на молодых

Лидеры конкурса РАЭК сами обещают стать примером для сегодняшних школьников. Ведь для поколения Z, по мнению Натальи Завьяловой, кумиром будет уже не неуверенный программист-одиночка вроде Марка Цукерберга, а расчетливый и целеустремленный создатель крупного бизнеса, основанного на новых технологиях или идеях.

Центениалы нацелены на высокий доход, отмечает эксперт компании Unity Анна Артемова: «Карьерные траектории для этого поколения связаны с компаниями, входящими в список самых дорогих в мире по рыночной капитализации: Apple, Alphabet, Microsoft, Amazon и Facebook, Alibaba Group».

Как пишет в своей книге «Поколение Z на работе. Как его понять и найти с ним общий язык» американский исследователь поколений Дэвид Стиллман, карьера — их главная цель, представители этого поколения намерены добиваться успеха на работе и даже с молодых лет намеренно к ней готовятся.

При этом для 91% «зедов» уровень технологической сложности компании существенно влияет на их решение в ней работать, отмечает исследователь: «Это первое поколение, рожденное в мире, где любой физический объект (люди и места) имеет цифровой эквивалент». Рабочая среда обычно медленно приспосабливается к цифровым решениям.

Одновременно лидеры мнений для «зедов» — блогеры, способные быстро и не прилагая больших усилий достигать популярности и финансовой независимости в интернете, считает Анна Артемова.