Объем рынка услуг и сервисов в Рунете по итогам 2018 года вырос на 25% и составил 255 млрд руб. Сегмент стал самым быстрорастущим в электронной коммерции (для сравнения: онлайн-ретейл вырос на 14%). В его структуре можно выделить три динамичных рынка — транспортные услуги и доставка еды, билетная онлайн-касса, профессиональные и бытовые услуги.
Растет число мобильных платформ, пользователей мобильных устройств и их доверие к онлайн-сфере. Игроки рынка предоставляют удобный интерфейс для взаимодействия исполнителей и потребителей услуг. В результате меняется форма занятости: растет число самозанятых — людей без образования юридического лица или ИП, оказывающих те или иные услуги потребителям. Зачастую это является способом дополнительного заработка или вариантом временной работы.
Введенный в пилотном режиме специальный налоговый режим для самозанятых дает возможность получать дополнительный доход легально: регистрация и отчетность для самозанятых максимально упрощены. Это стимулирует появление новых рабочих мест, повышает сбор налогов, уровень доверия между участниками рынка и регулятором и в совокупности способствует росту экономики. Однако самозанятые — это не отдельный бизнес, а скорее новый вид занятости.
Самые распространенные среди самозанятых профессии — водитель такси, репетитор, консультант и арендодатель квартиры (данные ФНС). В ближайшем будущем они сохранят свою привлекательность на рынке услуг и сервисов. Однако, чтобы сервисная экономика росла, должны развиваться сопряженные профессии, требующие, как правило, фундаментального образования: аналитика данных, мобильная разработка, технологии искусственного интеллекта и другие.