Инструменты , Весь мир ,  
0 

Поезд в большом городе

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Современные мегаполисы делают ставку на развитие общественного рельсового транспорта. Он надежнее, быстрее, экологичнее и зачастую удобнее других средств передвижения.

Без вредных выбросов

В сфере общественного транспорта, исходя из требований экологичности, самым перспективным считается рельсовый. Отсутствие вредных выбросов и движение по выделенным путям позволили ему стать во всем мире одним из лидеров в сегменте пассажирских перевозок, как межрегиональных, так и пригородных и городских.

Требования пассажиров, развитие технологий и научно-технический прогресс также задают тенденции в области производства и совершенствования подвижного состава. Производители работают над улучшением не только технических характеристик, но и интерьерной и мультимедийной составляющих, в результате перевозчики могут предложить пассажиру не просто транспортную услугу, а полноценный сервис, отвечающий его ожиданиям в полной мере. «Теперь уже никого не удивить наличием детских игровых отсеков, семейных купе, «тихих» купе, отсеков для перевозки велосипедов, — говорит заместитель генерального директора, операционный директор компании «Аэроэкспресс» Михаил Ковальский. — С учетом специфики перевозок авиапассажиров для нас, например, обязательным требованием к подвижному составу является наличие стеллажей для багажа, мягких кресел, туалетных комплексов, необходимых элементов безбарьерной среды для пассажиров с ограниченными физическими возможностями, розеток».

Кроме этого, сегодня важнейшим фактором является скорость, которую может развивать поезд. В связи с этим ведется постоянная работа над снижением веса состава (в том числе применяются новые материалы) и внедряются цифровые технологии. Автоматика обеспечивает стабильное движение поезда на высоких скоростях, системы контроля предупреждают и не допускают развития аварийных ситуаций.

С европейским комфортом

В качестве примера прогрессивного подвижного состава, эксплуатируемого сегодня в России, можно привести двухэтажные электропоезда серии ЭШ2 (Stadler KISS RUS), произведенные швейцарской компанией Stadler Rail AG специально для компании «Аэроэкспресс». Это поезда нового поколения с микропроцессорной системой управления, приводом с асинхронными тяговыми электродвигателями, вагонами, изготовленными из легкого и прочного алюминиевого сплава. Поезда оборудованы новейшими системами обеспечения климата в салонах: необходимое количество свежего воздуха поддерживается автоматически, при этом пассажир не ощущает сквозняков. Множество систем и невидимых глазу деталей способствуют безопасности движения, плавности хода и мягкости освещения, а интерьерные решения и шумоизоляция салона — комфортному нахождению пассажира в вагоне. Это первые и на данный момент единственные в России двухэтажные электропоезда качественно нового уровня.

Двухуровневый состав — это необходимость для современных городов с плотным трафиком. «Пассажиропоток увеличивался, а длина платформ не позволяла более увеличивать поезд в длину, — объясняет Михаил Ковальский решение приобрести двухэтажные составы. — В таком поезде, состоящем из шести вагонов, имеется 700 мест для сидения: 84 места в вагоне бизнес-класса, от 92 до 152 мест в вагоне стандартного класса в зависимости от типа вагона. В одноэтажном же поезде максимальное количество мест в одном вагоне — 103». Таким образом, один состав, состоящий из меньшего количества вагонов, позволяет перевозить больше пассажиров, чем одноэтажные поезда предыдущего поколения. «Двухэтажные поезда серии ЭШ2 были изготовлены по специальному техническому заданию «Аэроэкспресса» с учетом нашего опыта перевозок в аэропорты, — говорит Михаил Ковальский. — Для нас важно обеспечить для пассажиров, направляющихся в аэропорт, высокий уровень комфорта и качество сервиса на протяжении всей поездки. «Аэроэкспресс» эксплуатирует 11 двухэтажных швейцарских поездов в шестивагонном и четырехвагонном исполнении. Большая часть этих составов с недавнего времени курсирует в аэропорт Шереметьево, это необходимо с учетом роста пассажиропотока.

По-нашему

Рельсовый транспорт столицы недавно дополнился Московскими центральными диаметрами (МЦД), которые объединяют формат метро и пригородных электричек, фактически это аналог наземного метро. Для задачи, которая возложена на эти линии, был построен специальный подвижной состав — электропоезд «Иволга» компании «Трансмашхолдинг».

«Иволга» — один из самых современных поездов, которому нет аналогов среди городского и пригородного транспорта в российских регионах, — говорит председатель Общероссийского общества пассажиров Илья Зотов. — Он создан специально для сообщения внутри городской агломерации, в нем учтены самые различные запросы пассажирского сообщества, в том числе велосипедистов, молодых родителей, маломобильных групп граждан. Для каждой категории созданы условия для комфортного проезда». «Иволги» оборудованы розетками, сетью Wi-Fi, багажными полками, местами для размещения колясок, креплениями для велосипедов. А вот тамбуров нет: от головы до хвоста поезда можно пройти, ни встретившись ни с одной перегородкой, что позволяет пассажирам беспрепятственно перемещаться по всему составу.

Еще один пример современного подвижного состава в России — семейство многофункциональных пассажирских электропоездов с общим названием «Ласточка», разработанное ООО «Уральские локомотивы» (совместное предприятие Siemens AG и группы «Синара»). Эти поезда курсируют на Московским центральном кольце, работают на межрегиональных маршрутах, а с недавнего времени также перевозят пассажиров «Аэроэкспресса» между Киевским вокзалом и аэропортом Внуково. «Безотказная эксплуатация при любых климатических условиях и значительных перепадах температур, плавность хода, отсутствие шума, — перечисляет преимущества этих составов директор проектов компании «Сименс Мобильность» Гарегин Мартиросян. — За время эксплуатации «Ласточек» были внедрены нововведения — семи— и десятивагонные составы, выпуск поездов повышенной комфортности для межрегионального сообщения, поездов двойного питания для переменного и постоянного тока».

По словам первого заместителя генерального директора предприятия «Уральские локомотивы» Виталия Брексона, возможность варьировать количество вагонов в «Ласточках» до 7–12 единиц появилась благодаря внедрению отечественной микропроцессорной системы управления и диагностики, разработанной с участием специалистов «Уральских локомотивов». «Эта система контролирует, например, управление тормозами и дверьми, системы микроклимата и информирования пассажиров, — говорит Виталий Брексон. — С ее помощью скоростные электропоезда «Ласточка» испытывались в качестве опытного объекта для внедрения систем, связанных с ограничением участия человека в управлении поездом». Другим перспективным направлением, по словам Гарегина Мартиросяна, станет создание двухэтажных составов.

С интеллектом

Поезда продолжают совершенствоваться. «Основные перемены, которые ожидают рельсовый электротранспорт — это движение без контактной подвески; использование беспилотных поездов, что значительно сократит расходы транспортных компаний; внедрение мобильных приложений, которые позволили бы совместное использование автомобилей с общественным транспортом», — говорит директор Центра экономика транспорта Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Татьяна Кулакова. Для регулярной проверки подвижного состава компаниям будет необходимо внедрять видеоаналитику, а также использовать машинное обучение и искусственный интеллект для оптимизации планирования маршрутов и предоставления персонализированных услуг пассажирам.

Инновации Транспорт онлайн
Содержание
Закрыть