Зона притяжения для бизнеса
Материалы выпуска
Зона притяжения для бизнеса Решения «Наше развитие возможно за счет увеличения точек старта» Компетенция Поезд в большом городе Инструменты Транспорт онлайн Инновации
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Зона притяжения для бизнеса

Современные аэропорты перестают быть просто транспортным объектом, они становятся точкой притяжения для деловой активности. Вокруг них и на пути к ним формируются качественно новые городские центры.
Фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Точки роста

Аэропорт сам по себе похож на маленький город с точками продажи товаров и питания, сервисами и услугами, зонами отдыха. Но работа этого транспортного узла дает жизнь бизнесу не только внутри зон вылета и прилета, но и на много километров вокруг. По словам инвестиционного менеджера компании «Открытие Брокер» Тимура Нигматуллина, согласно общемировым трендам урбанизации развитие мегаполисов и близлежащих аэропортов способствует интенсификации развития прилегающих территорий, особенно транспортной инфраструктуры.

«В результате появления крупных аэропортов прилегающие к ним населенные пункты трансформируются в качественно новые городские образования: появляются так называемые урбанизированные поселения — аэрополисы, хозяйствующие субъекты которых начинают заниматься видами деятельности, ранее не свойственными этим поселениям, например высокотехнологичным производством и услугами», — говорит доцент кафедры предпринимательства и логистики РЭУ имени Г.В. Плеханова Светлана Казанцева. В таких местах, по ее словам, развивается рынок жилья, а вслед за ним появляется спрос в сферах обслуживания и развлечений, и все это аккумулируется вокруг крупного транспортного узла, центром которого выступает аэропорт.

«Окрестности, прилегающие к аэропорту, становятся центрами экономического притяжения. Вокруг них концентрируется логистика, коммерция, медицина и даже образование: предоставляются образовательные услуги для клиентов из отдаленных регионов. Транспортная структура, связанная с аэропортом, начинает работать во взаимодействии и конкуренции, формируя предложение на рынке», — говорит Светлана Казанцева. По ее словам, аэропорт и прилагающие к нему территории, на которых аккумулируется бизнес, в мировой практике создают зону концентрации высокооплачиваемых рабочих мест с высококвалифицированными специалистами.

«Разрастание территорий мегаполисов и аэропортов безусловно положительно влияет на развитие логистический инфраструктуры локальных территорий. Более того, создается так называемая «мультимодальность» в системе логистических артерий», — говорит доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. В целом мультимодальность означает возможность и способность одновременно работать с разными партнерами на любых транспортных платформах.

Впрочем, если говорить о России, то, по мнению аналитика ИК «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, есть существенное отличие в логистике вокруг Московского авиационного узла (МАУ) и региональных авиаузлов. В регионах связующим звеном между аэропортом и близлежащими населенными пунктами обычно является единственная хорошо оборудованная автомобильная трасса. В редких случаях существует скоростное железнодорожное сообщение по аналогии с московским аэроэкспрессом. «В Московском авиаузле, помимо развития оборудованных для безостановочного движения автотранспорта трасс, каждый из трех основных аэропортов соединен с центром Москвы аэроэкспрессом, также оборудованы подъезды с близлежащих магистралей», — объясняет Евгений Миронюк.

Новые остановки

Москва и Московская область, впрочем, все еще нуждаются в появлении новых точек роста, связанных с жизнью аэропорта, но не обязательно находящихся в непосредственной близости: пассажиропоток увеличивается и нужны новые логистические решения. Как отмечает эксперт-аналитик ГК «Финам» Алексей Калачев, добираться в ключевые пересадочные узлы, вынесенные за пределы городской черты, через центр мегаполиса становится все труднее. Новые способы могут включать в себя строительство транспортно-пересадочных узлов на пересечениях основных транспортных магистралей, а также развитие скоростного транспорта, идущего через центр и (или) ключевые транспортно-пересадочные узлы. Одним из подобных решений является аэроэкспресс. Помимо традиционных рейсов из центра города в аэропорты, которые выполняет компания, в ноябре 2019 года маршрут шереметьевских аэроэкспрессов был продлен до города Одинцово. «Москва и Московская область — динамично развивающаяся агломерация. Обеспечение жителей прилегающих территорий качественным общественным транспортом, в том числе надежным трансфером в аэропорт — один из ключевых факторов, повышающих привлекательность района как для жизни, так и для деловой активности, — отмечает генеральный директор компании «Аэроэкспресс» Алина Бисембаева. — Организация сквозного движения аэроэкспресса от Шереметьево до Одинцово — закономерный и важный шаг в рамках интеграции аэроэкспресса в единую транспортную систему агломерации. Сотни тысяч жителей не только Москвы, но и Подмосковья получат возможность добраться напрямую до аэропорта с комфортом и без пересадок»

На участке «аэропорт Шереметьево — Белорусский вокзал» поезда следуют в режиме экспресса с остановкой на Окружной и Савеловской, а на отрезке «Белорусский вокзал — Одинцово» продолжают движение со всеми остановками. В итоге пассажир, направляющийся в Шереметьево, теперь может выбирать одну из 13 точек старта (станции Одинцово, Баковка, Сколково, Немчиновка, Сетунь, Рабочий поселок, Кунцевская, Фили, Тестовская, Беговая, Белорусский вокзал, Савеловская и Окружная). «Запуск поездов «Аэроэкспресса» в Шереметьево решил в свое время важнейшую задачу прямой скоростной связки центра города (рубежа Тверской заставы) с международным аэропортом, — говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин. — При этом «за скобкой» оставалась проблема прямолинейности сообщений и избыточной транспортной работы: жители обширных густонаселенных районов, прилегающих к этой линии аэроэкспресса, должны были сначала добираться до Белорусского вокзала. Сегодня они могут начать путь в аэропорт на более близкой для себя станции».

Решению проблемы избыточной нагрузки на общественный транспорт, по мнению экспертов, также будет способствовать открытие станций аэроэкспресса в Сколково и «Москва-Сити» (платформа Тестовская)  — крупных деловых кластерах. Прямое сообщение с аэропортом упростит жизнь значительному числу людей, отправляющихся в командировки, и даст повод для развития нового бизнеса. «Резиденты этих кластеров, многим из которых приходится часто летать по делам, получили возможность добраться до аэропорта напрямую, без пересадок и без пробок», — отмечает Михаил Блинкин.

В районе Одинцово

Одинцово, по мнению экспертов, развивается многополярно, и запуск экспресса не только увеличит пассажиропоток, но и даст толчок развитию сервисной сферы. Как отмечает Евгений Миронюк, появление аэроэкспресса между Одинцово и Шереметьево — важный и ожидаемый шаг по улучшению транспортной инфраструктуры. «Район Одинцово находится на значительном расстоянии от аэропорта и в то же время аккумулирует вокруг себя территории Новой Москвы с юга и прилегающие к Рублево-Успенскому шоссе с севера», — объясняет эксперт. «Запуск аэроэкспресса из Шереметьево в Одинцово однозначно даст импульс для развития города и бизнеса: после появлении нового пересадочного узла здесь появятся новые игроки в сферах, коррелирующих с перевозками. Речь о новых точках общественного питания, торговых площадях, услугах, развлечениях, медицине. Будут созданы новые рабочие места», — говорит Светлана Казанцева.

Подобные проекты могли бы появиться и на других направлениях. «Например, железнодорожный аэроэкспресс до аэропорта Жуковский от Казанского вокзала существенно улучшил бы затрудненное автобусное и автомобильное сообщение с аэропортом», — говорит Евгений Миронюк.