— В последние годы пассажиропоток московского авиаузла неизменно растет. С другой стороны, дешевеют, например, услуги такси. Как это отражается на конкуренции между видами транспорта?
— Действительно, трафик московских аэропортов растет, увеличивается и загруженность нашей компании. Сейчас наша доля перевозок в аэропорты находится на уровне 12% (в направлении Домодедово этот показатель выше — 16%). Мы рассчитываем сохранить эту долю и дальше постепенно ее увеличивать. Однако конкурентная среда активно развивается, в том числе развиваются агрегаторы такси. Мы стараемся вписаться в условия рынка: например, мы запустили услугу «Аэроэкспресс плюс такси» совместно с одним из крупных агрегаторов. В целом конкуренция с другими видами транспорта присутствует, но это не позволяет нам расслабляться и заставляет осваивать новые горизонты. Пассажир такси — и наш пассажир, и мы здесь отлично конкурируем с этим видом транспорта, прежде всего за счет внедрения новых тарифов: например, «Парный», «Туда-обратно», «Группа». Если раньше на семью из четырех человек надо было покупать четыре билета по 500 руб., то сейчас по групповому тарифу такая поездка обойдется в 1100 руб., и это конкурентная цена для комфортной поездки в аэропорт. И ни один другой вид транспорта, кроме аэроэкспресса, не гарантирует, что вы приедете в аэропорт в четко назначенное время — это тоже одно из главных наших конкурентных преимуществ.
— Есть ли у «Аэроэкспресса» планы кооперации с метро — например, по запуску совместного билета «поезд плюс метро», как в Нью-Йорке?
— У нас есть специальный тариф «Плюс метро», который включает в себя поездку на аэроэкспрессе и на общественном транспорте (метро / автобус / троллейбус/ трамвай). Кроме того, поездку на аэроэкспрессе можно оплатить картой «Тройка», которая предназначена для оплаты проезда на всех видах общественного транспорта Москвы, — это очень удобно.
Также у нас есть план развития перевозок нашей компании совместно с МЦД. В ноябре мы продлили маршрут наших поездов из Шереметьево до Одинцово. Аэроэкспрессы отправляются каждые полчаса, как и ранее. От Одинцово до Белорусского вокзала аэроэкспресс следует со всеми остановками, далее, от Белорусского вокзала, — в режиме экспресса с новой остановкой на Савеловской и уже привычной — на Окружной. В итоге люди, которые живут и работают в районах, прилегающих к маршруту, получили возможность напрямую, без пересадок и пробок, добираться в аэропорт Шереметьево. От Одинцово, например, поездка до аэропорта займет один час 29 минут, от Сколково — один час 20 минут, от Тестовской («Москва-Сити») — один час, от Савеловской — 44 минуты и т.д. Таким образом, пассажиры могут выбирать наиболее удобную и близкую для них станцию посадки в аэроэкспресс, не совершая лишней поездки до Белорусского вокзала. Еще один важный момент: наши поезда теперь проходят через два крупнейших деловых кластера — Сколково и «Москва-Сити». Их резиденты часто летают по делам бизнеса, поэтому наличие надежного трансфера в аэропорт для людей, работающих в этих районах, очень актуально.
Продление маршрута, безусловно, привлечет дополнительную группу пассажиров к трансферам в аэропорт на поезде. Тем, кто хочет, например, из Одинцово попасть в аэропорт, больше не нужно переплачивать за поездку по городу до Белорусского вокзала.
— Можно ли назвать интеграцию с системой городского транспорта вашим стратегическим направлением развития?
— На самом деле доставка человека в аэропорт должна начинаться не только на вокзале, поэтому мы должны встраиваться в городские проекты. Мы видим, что наше развитие возможно за счет увеличения точек старта.
В октябре мы запустили экспресс-автобусы от станции метро «Ховрино» до терминала B аэропорта Шереметьево. Это тестовый для нас проект, первый опыт работы с автобусами. Новый маршрут позволяет добраться по платной трассе в аэропорт за 20 минут. Это удобно как для жителей северной агломерации, так и для тех, кто живет на станциях «зеленой» линии метро, — можно без пересадок добраться до Ховрино, пересесть на экспресс-автобус и быстро, с комфортом доехать до Шереметьево. Проезд по платной трассе позволяет нам выдерживать 15-минутный интервал отправления и прогнозируемое время в пути 20 минут, что важно для авиапассажиров. Пока мы тестируем новый маршрут; позже, возможно, рассмотрим подобные решения для других московских аэропортов и для других регионов.
— Насколько ваш подвижной состав справляется с ростом пассажиропотока?
— Два года назад мы запустили новые современные двухэтажные поезда производства швейцарской компании Stadler — эти составы были изготовлены специально для нас, по нашему техническому заданию. Сейчас мы перераспределили подвижной состав — запустили двухэтажные поезда на Шереметьевском направлении, это необходимо для обеспечения комфортных перевозок с учетом роста пассажиропотока. До конца года полностью заменим все поезда на этом направлении на двухэтажные Stadler. Также мы эксплуатируем несколько одноэтажных поездов, которые тоже были сделаны по специальному заказу на Демиховском машиностроительном заводе. С учетом продления маршрута до Одинцово нам понадобилось еще два поезда: мы арендовали две «Ласточки», которые запустили на Внуковском направлении. Текущего количества поездов нам достаточно для обеспечения перевозок в три аэропорта.
— Какие еще направления развития, кроме интеграции с городской транспортной инфраструктурой, вы для себя рассматриваете?
— Одно из направлений развития — автобусы, которые могли бы стать еще одним удобным трансфером в аэропорт. Пока, как я уже говорила, мы тестируем новый маршрут из Ховрино. Кроме того, мы думаем о развивающемся аэропорте Жуковский. Сейчас туда нет трансфера по железной дороге. Если аэропорт будет развиваться заявленными темпами, имеет смысл подумать над запуском, например, комбинированного трансфера «Аэроэкспресс плюс автобус», чтобы обеспечить качественную доставку пассажиров в Жуковский. В любом случае, прежде чем запускать какой-либо новый проект, необходимо проанализировать ситуацию, провести маркетинговые исследования, опросить пассажиров. Мы над этим работаем и будем принимать решения, отталкиваясь от полученных результатов исследований.