Вечнозеленый бизнес
Материалы выпуска
Рабочий франчайзинг Рынок «В малом городе с одним лабораторным отделением о тебе все узнают» Инструменты Вечнозеленый бизнес Решения «Ягодицы тоже нуждаются в уходе, и мы выпустили «попные патчи» Инновации «Low-cost барбершопы займут до 60% рынка» Инструменты «Собственная доставка — гарантия соблюдения сроков и качества пиццы» Компетенция
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Вечнозеленый бизнес

Психология современных родителей, побуждающая инвестировать в потомство, способствует росту рынка франшиз на товары и услуги для детей.
Фото: Getty Images Russia

На рынке услуги каждая третья франшиза — «детская». Каждая десятая франшиза, предлагаемая на рынке в целом, — это товары или услуги для детей, приводят статистику аналитики специализированного ресурса Franshiza.ru.

И количество франшиз этого сегмента увеличивается с каждым годом. За последние пять лет он вырос более чем в четыре раза, отмечает руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская.

Бизнес, связанный с детьми, относят к разряду «вечнозеленых», говорит генеральный директор EMTG, основатель международной выставки франшиз Buybrand Екатерина Сойак: «Услуги и товары для детей всегда востребованы, а объем незанятых ниш на рынке за счет развития новых технологий и эволюции психологии современных родителей растет». Родители сегодня, по ее словам, готовы платить за качественные товары для детей и не скупятся на образование своих чад. «Поэтому в России появляется все больше франшиз детских магазинов и обучающих центров в более высоком ценовом сегменте», — говорит эксперт.

Стагнации в экономике даже в некотором смысле способствует росту детского направления франчайзинга, считает Эмиль Мартиросян, доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии ИБДА РАНХиГС: «Чем сложнее ситуация в экономике, тем больше растет рынок образовательных услуг. Эту паузу люди пытаются использовать для инвестиций в себя и своих детей».

При этом рынок товаров и услуг для детей довольно развит, отмечает Анна Рождественская: «Есть игроки, которые успели серьезно развиться. Начинающим компаниям на этом рынке уже непросто, нужно чем-то удивлять или выбирать узкую специализацию». Парикмахерская для малышей, ментальная арифметика, курсы робототехники — чем специфичнее услуга, тем больше шансов, что ее заметят и оценят в большом городе.

В небольших населенных пунктах ситуация принципиально другая, говорит Анна Рождественская. Здесь франчайзи еще закрывают первичные потребности клиентов: «Если в крупных городах все решает узкая специализация — английский язык, чтение или балет, то в малых городах популярен комплексный формат, например центр развития детей, предлагающий несколько разных направлений».

Барнаульская компания iSportBar, которая занимается франшизами вендинговых автоматов, решила пойти дальше и делать бизнес не на детях, а с детьми. Свой аппарат для приготовления молочных коктейлей и напитков для спорта они позиционируют как способ приучить ребенка к ведению собственного дела. По словам генерального директора iSportBar Евгения Рабчевского, среди родителей созрел запрос на приучение ребенка к занятости, прививанию детям предпринимательских навыков с ранних лет: «Родители ищут бизнес, с которым ребенок мог бы сам справиться». При этом сам автомат, как правило, оформляется на родителей, а его обслуживанием занимается ребенок. Евгений Рабчевский говорит, что этот вариант обычно рассматривают родители, которые и сами занимаются бизнесом.

Цифровое поколение

Курсы английского языка, рисования — скоро все будет цифровым, отмечает франчайзи школы программирования для детей и подростков «Софтиум» в Дзержинске Алексей Разуваев. Собственная цифровая платформа, например оригинальное приложение для смартфона, позволяющее выполнять домашние задания, либо своя система оценки работ учеников в электронном виде являются сегодня важным преимуществом для развития образовательных проектов для детей по франшизе.

По словам Анны Рождественской, настоящий ренессанс переживают компьютерные клубы: «Такой привет из девяностых. Казалось, все это безнадежно ушло, но последний год киберклубы, которые привлекают подростков, показывают очень динамичное развитие, подростки там собираются, играют в Counter-Strike». Много, по ее словам, появилось франшиз и в сфере детских развлечений: игры по мотивам известных телепередач, различные мастер-классы.

Спросом пользуются относительно недорогие франшизы на парикмахерские услуги, квесты, обучающие программы по скорочтению и ментальной арифметике, школы иностранных языков, говорит Екатерина Сойак: «Этот бизнес можно открыть со стартовым капиталом в пределах 1 млн руб.».

Образовательный стандарт

Но работа с детьми — это ответственно. Любое ЧП с ребенком может обернуться для предпринимателя потерей бизнеса, а порой и закончиться уголовным преследованием. «Чтобы минимизировать данные риски, франчайзи должен строго выполнять регламенты, прописанные франчайзером, и, разумеется, следовать стандартам», — говорит Екатерина Сойак.

Защиту прав потребителей, по словам Анны Рождественской, обеспечивает механизм субсидиарной ответственности: если франчайзи по какой-то причине уходит с рынка или не выполняет своих обязательств, то клиент вправе обратиться с претензией к головной компании.

Кроме того, франчайзи, согласно законодательству РФ, должен получить лицензию на ведение образовательной или иной деятельности, связанной с детьми. Обязательное лицензирование привело к тому, что франшизы в классическом секторе образования развиваются слабо, говорит Эмиль Мартиросян. Зато растет франшиза в секторе дополнительного образования, отмечает он: «А поскольку франшиза — это прежде всего технология, и на Западе таких технологий в сфере допобразования очень много, этот сегмент и дальше будет развиваться».

Например, полноформатных детских садов среди франшиз не так много, отмечают в Franshiza.ru: «Франшиза небольшого центра не самый высокомаржинальный бизнес, часто она является самозанятостью, и именно здесь нередко происходит эмоциональное выгорание франчайзи».

Время инвестировать

Эксперты полагают, что поддержка рождаемости, объявленная президентом РФ в качестве одной из приоритетных задач на ближайшие пять лет, будет способствовать дальнейшему росту популярности бизнеса, связанного с услугами для детей, и франшиз этого сегмента.

Любая инвестиция в социальный сектор и любая социальная помощь приводят к росту потребности на образовательные услуги, говорит Эмиль Мартиросян: «Один процент увеличения ассигнований в социальную сферу приводит к трехпроцентному увеличению спроса на образовательные услуги».

Общий рост уровня доходов населения и дальнейшая трансформация потребительского поведения будут способствовать росту популярности услуг для детей, считает Екатерина Сойак.

Тенденция сохранится на протяжении как минимум 5–10 лет, прогнозирует Евгений Рабчевский (iSportBar): «Современные родители — это поколение 1980–1990-х годов. У них не было таких игрушек и таких возможностей, им хочется как можно больше дать своим детям». Но с выходом на рынок родителей нового поколения придется столкнуться с совершенно другими мотивами и потребностями.