Нацпроекты настроят заново
Материалы выпуска
Нацпроекты настроят заново Решения «Финансовая устойчивость — главное условие участия в концессиях» Инструменты Неровный строй Решения «Половину прибыли банка сегодня дает региональная сеть» Инструменты Инфраструктурные проекты проверят на устойчивость Инструменты «Сложный продукт — это всегда драйв для производства» Компетенция
Решения
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Нацпроекты настроят заново

Задачу привлечения инвестиций в экономику правительство будет решать с помощью национальных проектов. Для мониторинга их реализации создается ИТ-платформа, контроль за расходованием средств поручен ФСБ.
Фото: Виталий Тимкив/РИА Новости

С реализацией нацпроектов есть проблемы, признают на всех уровнях власти. Менять ситуацию предстоит обновленному правительству. Его глава Михаил Мишустин дал задание министерствам и ведомствам представить изменения единого плана достижения национальных целей до 2024 года, а также подготовить коррективы в нацпроекты. В ходе заседания кабинета министров 20 февраля вице-премьеру Марату Хуснуллину поручено возглавить комиссию по региональному развитию, куда войдут все участники нацпроектов, включая губернаторов. Ранее стало известно, что для мониторинга нацпроектов создается ИТ-платформа. Ее первая версия должна появиться к 31 июля, сообщил первый вице-премьер Андрей Белоусов.

Нацпроекты должны стать инструментом выполнения задачи привлечения инвестиций в экономику. Президент поручил правительству запустить новый инвестиционный цикл и добиться пятипроцентного прироста инвестиций ежегодно. Госдума и правительство должны для этого обеспечить принятие пакета законопроектов о защите капиталовложений и поощрении инвестиций до 30 апреля 2020 года. В то же время президент призвал ФСБ наладить жесткий контроль за госфинансами, выделяемыми на реализацию национальных проектов, о чем заявил на коллегии ФСБ 20 февраля.

Положение дел

Ситуацию действительно нужно срочно корректировать, говорят эксперты. «Заметного продвижения в направлении реализации нацпроектов за последние годы мы не увидели. Например, в сфере здравоохранения многие проблемы не решаются или даже обостряются. Далека до совершенства организация науки в РФ. В отношении экспорта Россия проигрывает другим странам: у нас дорогие кредиты, нет политической поддержки экспорта», — перечисляет председатель совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности Константин Бабкин.

Эксперты обращают внимание на проблемы с расходованием средств, выделенных на реализацию нацпроектов. По данным Счетной палаты, в 2019 году было потрачено 91,45% запланированных средств. Ближе всех к плановому показателю оказался нацпроект «Наука» — 99,1% запланированных средств, самое низкое кассовое исполнение у «Цифровой экономики» — 73,3%. «Расходы федерального бюджета на нацпроекты в 2019 году фактически отстали от плана на 150 млрд руб. Причины кроются как в слабой проработанности самих проектов, так и в неэффективности государственной бюрократии», — считает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. По его словам, наибольший эффект для экономики и человеческого капитала могут дать инвестиции в науку и образование, в том числе школьное. «Россия в последние годы погрузилась в сырьевую низкотехнологичную специализацию, и отдельные позитивные примеры вроде «Яндекса» не слишком меняют общую картину. Очевидна сдача позиций, в частности, в науке, машиностроении и других областях», — отмечает Сергей Суверов.

Вклад национальных проектов в экономический рост пока не вполне очевиден, поскольку средства для их реализации изыскивались в том числе за счет увеличения налоговой нагрузки по НДС. Должно пройти время, чтобы результаты реализации национальных проектов скомпенсировали изъятые из экономики средства, рассуждает Елена Бабкина, доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ имени Г.В. Плеханова.

«Рост инвестиций в 2019 году на 1,4% после практически нулевого роста в 2018 году означает дальнейшее ухудшение качественных характеристик российских производств, консервацию технологического отставания нашей страны от стран — лидеров мирового экономического развития. Если бы финансирование инвестиционных задач в рамках национальных проектов было выстроено более ритмично, результаты могли бы быть выше как в части вложений в основной капитал, так и в части экономического роста», — говорится в аналитической записке Александра Широва, замдиректора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, и Михаила Гусева, завлабораторией того же института.

Ну и наконец, развитию экономики, росту инвестиций препятствует неэффективность всей системы госуправления, которая в значительной степени обусловила проблемы реализации национальных проектов. Причины вскрыты в материалах стратегического аудита федерального правительства за 2017–2019 годы, который провела Счетная палата РФ. Система стратегического планирования разбалансирована и неэффективна, и в этом состоянии она не способствует достижению национальных целей развития, сделали вывод аудиторы в своем заключении. Они обнаружили, что 45% всех целевых показателей национальных и федеральных проектов не учитываются в планах министерств и ведомств. С показателями действующих госпрограмм ситуация еще хуже: 74% их целевых показателей вообще не включены в планы федеральных ведомств.

Рычаги и стимулы

На сегодняшний день правительство обладает несколькими рычагами, для того чтобы переломить ситуацию с инвестициями в экономику. Один из основных, сказал Андрей Белоусов в ходе совещания президента с членами правительства 5 февраля, это увеличение платежеспособного спроса на фоне реализации социальных инициатив президента. Потребительский спрос планируется увеличить в 2020 году на 185 млрд руб. за счет дополнительных социальных выплат с дальнейшим их увеличением. «В следующем году — почти 400 млрд руб. и далее ежегодно более 400 млрд руб.», — сказал первый вице-премьер. Расчет сделан на то, что эти средства будут направлены российскими семьями преимущественно на покупку товаров и услуг, что в итоге даст дополнительно около 1% прироста оборота розничной торговли, или примерно 0,3% прироста ВВП.

Еще один рычаг стимулирования инвестиций — дополнительный спрос на отечественные машины и оборудование в рамках реализации нацпроектов. Компании могут потратить на закупку машин и оборудования около 6 трлн руб., больше половины этих средств «могут и должны быть обеспечены продукцией российского машиностроения», сказал Андрей Белоусов.

Свою роль должны сыграть и корректировки в нацпроекты. Так, после заседания правительства стало известно, что корректировка затронет в первую очередь нацпроекты социальной сферы. «Будут внесены изменения в паспорт федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» и паспорт национального проекта «Демография», предусматривающие увеличение объемов финансирования программы материнского (семейного) капитала за счет средств федерального бюджета на 111,9 млрд руб. в 2020 году, на 193,1 млрд руб. в 2021-м, на 250,1 млрд руб. в 2022 году», — сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Минтруда. Обновленный паспорт федерального проекта «Финансовая поддержка семей» будет содержать инициативы, озвученные президентом в послании Федеральному собранию. К ним относятся продление срока программы материнского капитала до 31 декабря 2026 года; предоставление права на его получение семьям, в которых начиная с 1 января 2020 года родился (был усыновлен) первый ребенок, в размере 466 тыс. руб.; при рождении (усыновлении) второго ребенка размер материнского (семейного) капитала увеличат до 616 тыс. руб.; кроме того, с 1 января текущего года право на получение маткапитала при рождении (усыновлении) второго ребенка или последующих предоставляется тем семьям, у которых такого права не было.


Нацпроекты в цифрах

Национальные проекты развития страны инициированы указом президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Всего проектов 12. Они условно разделены на три большие группы.

1. «Человеческий капитал»: проекты «Здравоохранение», «Образование», «Демография», «Культура».

2. «Комфортная среда для жизни»: проекты «Безопасные и качественные автомобильные дороги», «Жилье и городская среда», «Экология».

3. «Экономический рост»: проекты «Наука», «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», «Цифровая экономика», «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт», а также комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.

На финансирование 12 нацпроектов и комплексного плана развития инфраструктуры с 2019 по 2024 год планируется потратить 25,7 трлн руб.: 5,7 трлн — на проекты раздела «Человеческий капитал», 9,9 трлн — «Комфортная среда для жизни», 10,1 трлн руб. — на экономический рост, включая 6,35 трлн руб. на комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.