Инфраструктурные проекты проверят на устойчивость
Материалы выпуска
Нацпроекты настроят заново Решения «Финансовая устойчивость — главное условие участия в концессиях» Инструменты Неровный строй Решения «Половину прибыли банка сегодня дает региональная сеть» Инструменты Инфраструктурные проекты проверят на устойчивость Инструменты «Сложный продукт — это всегда драйв для производства» Компетенция
Инструменты
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Инфраструктурные проекты проверят на устойчивость

Привлечению инвестиций в инфраструктуру поможет формируемая в России система оценки проектов, в основе которой — международные принципы устойчивого развития.
Фото: Павел Львов/РИА Новости

В России создается национальная система оценки инфраструктурных проектов, она будет ориентирована на международные стандарты, в формировании которых принимала участие и наша страна. Принципы отбора качественных инфраструктурных инвестиций (Quality Infrastructure Investment, QII) были одобрены лидерами G20 в июне 2019 года на саммите в Осаке. Таких принципов шесть, они признаны универсальными, их можно применять к любым инфраструктурным инвестиционным проектам. Это повышение положительного влияния инфраструктуры на достижение целей устойчивого роста и развития; повышение экономической эффективности инфраструктурных проектов на протяжении всего жизненного цикла; интеграция экологических и климатических аспектов в инфраструктурные инвестиционные проекты; повышение устойчивости к природным катастрофам, чрезвычайным происшествиям и прочим рискам; интеграция социальных аспектов в инфраструктурные инвестиционные проекты; повышение качества управления инфраструктурой.

Принципиальный подход

Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, которому присвоен статус нацпроекта, требует масштабных инвестиций. На реализацию только его транспортной части планируется потратить 6,4 трлн руб. из госказны. Финансировать проекты предполагается также в рамках государственно-частного партнерства. Первый вице-премьер Андрей Белоусов на совещании президента Владимира Путина с членами правительства, состоявшемся 5 февраля этого года, заявил, что для инвестирования в инфраструктуру могут быть использованы средства Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но на «возвратной основе».

«По оценкам, согласованным с Банком России, инфляционно безопасно вкладывать в экономику около 300 млрд руб. средств ФНБ в год. При этом предполагаем, что на один рубль вложений ФНБ должно инвестироваться не менее 4 руб. денег частных инвесторов», — сказал Белоусов. Он также сообщил, что Минтрансом в соответствии с поручением президента уже подготовлен в «первом приближении» перечень объектов инфраструктуры, в том числе автодорог, соединяющих областные центры, выходы на федеральные трассы и обходы городов. В нем 62 объекта стоимостью более 2 трлн руб.

Привлечению средств в реализацию инфраструктурных проектов способствует Всемирный банк (ВБ). Так, ВБ и правительство Японии создали партнерство по инвестициям в качественную инфраструктуру QII, которое занимается финансовой поддержкой международных проектов, выдавая гранты размером до $700 тыс. Такую сумму, например, получил транспортный проект в Непале, проект по развитию Киншасы (столицы Демократической Республики Конго), $690 тыс. выделили на разработку новой модели реконструкции городов Восточной Европы в районе Эспланада (Бухарест, Румыния).

Однако в России Всемирный банк не работает из-за санкционного режима, поэтому отечественным инфраструктурным проектам особенно важен «фильтр» новой методики оценки их качества для привлечения дополнительного финансирования.

Особенности национальной оценки

Каждая страна, входящая в «Большую двадцатку», создает на базе принципов, одобренных в Осаке, свою методику оценки качества инфраструктурных инвестиций. Это CEEQUAL в Великобритании, Envision и Greenroads в США, Infrastructure Sustain-ability в Австралии, Pearl в ОАЭ. В России разработать такую методику поручено госкорпорации ВЭБ.РФ; созданием системы оценки в целом займутся также Национальный центр государственно-частного партнерства и международная инженерная компания AECOM. Соглашение между ними подписано в Минфине РФ 13 февраля 2020 года.

«Дорожная карта» должна быть готова до конца текущего года, рассказала РБК+ заместитель председателя ВЭБ.РФ Светлана Ячевская. По ее словам, документ будет включать как уже применяемые оценки проектов, так и расширенный набор индикаторов по отдельным направлениям, которые пока не нашли широкого применения в России. «Важно уточнить, что, несмотря на имеющийся международный опыт, каждая из стран вкладывает национальные особенности в понятие качественной инфраструктуры, исходя из приоритетов и целей развития», — отмечает Светлана Ячевская.

Разработчики рассчитывают на то, что системность оценки проектов позволит привлечь средства консервативных институциональных инвесторов, в особенности зарубежных. В конечном счете это будет способствовать повышению экономической эффективности проектов, в том числе за счет снижения стоимости их реализации.

По предварительной экспертной оценке, в России уже есть проекты, соответствующие принципам QII. «Для целей повышения качества инфраструктурного рынка в целом необходимо создание подробной методологии оценки проектов, через которую будут проходить проектные инициативы, находящиеся на стадии разработки», — отмечает Светлана Ячевская. По данным платформы поддержки инфраструктурных проектов «Росинфра», которую ведет Национальный центр ГЧП, таких проектов сейчас насчитывается более 750 с общим объемом необходимых инвестиций порядка 2,7 трлн руб., из которых 1,6 трлн — частные средства.

«В рамках платформы «Росинфра» мы планируем создать скоринговую систему, которая будет увязана с методикой и позволит проводить первичную блиц-оценку на соответствие принципам QII», — делится планами Светлана Ячевская. «Разрабатываемая методика позволит привлечь дополнительные инвестиции, например для рефинансирования, но только в случае, если проекты будут ей соответствовать, — поясняет она. — Новые проекты, которые будут включаться в комплексный план и смогут пройти через оценку, получат возможность рассчитывать на привлечение дополнительных частных инвестиций для их реализации».

Качество инфраструктуры сейчас на повестке дня в связи с реализацией майских указов президента, говорит заведующий лабораторией инфраструктурных и пространственных исследований Института отраслевых рынков РАНХиГС Юрий Пономарев. По его мнению, разработчикам национальной методики QII нужно синхронизировать с ней подходы к оценке и ранжированию проектов, применяемые сегодня, в том числе ведомственные. Если методика QII будет действовать уже на стадии отбора проектов, то за ходом реализации инфраструктурных проектов будет следить Счетная палата РФ. Как пояснили РБК+ в этом ведомстве, одним из аспектов контрольных мероприятий «является проверка качества выполненных работ в рамках строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также ремонтных работ на автомобильных дорогах». Изучается проектная документация, проводятся лабораторные исследования. В случае выявления грубых нарушений материалы контрольных мероприятий направляются в правоохранительные органы. По данным Счетной палаты, финансирование комплексного плана развития магистральной инфраструктуры в прошлом году выполнено не в полном объеме: исполнение расходов федерального бюджета в 2019 году составило 88% от сводной бюджетной росписи — это 347,8 млрд руб.