На самоизоляции люди учатся в надежде продвинуться по карьерной лестнице
Материалы выпуска
Мобильные технологии и сети 5G взорвут рынок онлайн-образования Рынок «В онлайн-обучении главное — люди и только потом — технологии» Компетенция На самоизоляции люди учатся в надежде продвинуться по карьерной лестнице Рынок «Наличие экосистемы отличает высшее образование онлайн от онлайн-курсов» Решения
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

На самоизоляции люди учатся в надежде продвинуться по карьерной лестнице

Удаленка способствовала тяге сотрудников к soft skills и цифровым профессиям.
Фото: Getty Images Russia

В период самоизоляции люди потянулись к знаниям. Растет спрос как на бесплатное образование на массовых открытых онлайн-курсах (МООК), так и в корпоративном сегменте.

На Coursera, по данным ресурса, в апреле этого года зарегистрировались 10,3 млн человек, что на 644% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Число образовательных сессий на платформе за апрель выросло на 67%, до 45 млн, на другой открытой площадке (edX)  — на 52%, до 19,2 млн. Если говорить о локальных платформах, то, например, на итальянской Federica рост составил 200% по сравнению с показателями за февраль, по данным агрегатора онлайн-образовательных программ Classcentral, который и на своем ресурсе фиксировал рекордный рост.

В России спрос на образовательные онлайн-ресурсы в целом увеличился в 3,8 раза, приводят данные мониторинга цифровой активности городов-миллионников в МТС. И пока тяга к знаниям продолжает расти, отмечает директор Корпоративного университета МТС Оксана Фетисова: «В первый день лета активность на образовательных ресурсах выросла в Казани, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Уфе более чем на 80% по отношению к показателю 2019 года». Спрос на образовательные сервисы компании — платформы МТС Smart University — вырос на 70%. При этом 34% постоянных клиентов сервиса стали заниматься чаще, отмечает Оксана Фетисова.

В первый месяц самоизоляции посещаемость Виртуальной школы Корпоративного университета Сбербанка сотрудниками увеличилась в среднем в два раза. Пик пришелся на третью и четвертую недели после массового перехода на удаленную работу, отмечает ректор Корпоративного университета Сбербанка Валерия Заболотная: «Сейчас мы наблюдаем спад активности. Но она по-прежнему остается выше среднего на 18%. Средний показатель посещаемости в этот период — 37 086 пользователей в неделю».

Число пользователей электронных курсов внутренней библиотеки «ВымпелКома» выросло с 4,5 тыс. в феврале до почти 17 тыс. в мае. Растет спрос как на собственный образовательный контент компаний, так и на онлайн-курсы на внешних площадках, доступ к которым предоставляют корпоративные образовательные платформы, отмечает начальник отдела по корпоративному обучению и взаимодействию с регионами в компании «ВымпелКом» («Билайн») Мила Шавлохова.

Учатся, чтобы работать

Сама ситуация удаленной занятости для многих людей оказалась настолько непредсказуемой, что сотрудники потянулись за необходимыми навыками, говорит ведущий эксперт лаборатории цифровой трансформации образования Института образования НИУ ВШЭ Евгений Патаракин: «Популярностью сейчас пользуются короткие курсы по освоению новых для многих инструментов работы на удаленке: организация конференций, совместная работа над документами, планирование и др.».

Интерес к курсам по развитию soft skills вырос в три раза (рост на 210%), на втором и третьем местах — цифровые (рост на 53%) и профессиональные (рост на 26%) навыки, говорит Валерия Заболотная.

Наряду с освоением профессиональных навыков пользователи действительно больше стали уделять внимания развитию soft skills, говорит Оксана Фетисова: в частности, самоменеджменту в условиях удаленной работы, развитию критического и системного мышления, навыков эффективной коммуникации.

Однако, по ее словам, в целом людьми движут более долгосрочные планы. Опрос пользователей МТС Smart University показал, что в 48% случаев мотивом для онлайн-образования сейчас выступает желание использовать новые возможности, которые должны появиться после окончания экономического кризиса, 20% рассчитывают, что международные компании начнут удаленный рекрутинг, такая же доля респондентов просто опасаются потерять конкурентоспособность на рынке труда. Наиболее востребованные дисциплины — английский язык, а также разделы знаний, связанные с ИТ и финансами.

База знаний

Спрос на дистанционное образование можно объяснить в том числе тем, что запертые дома люди воспользовались возможностями, которые им стали предлагать провайдеры онлайн-обучения. Чтобы увеличить аудиторию, университеты, онлайн-платформы и даже корпоративные университеты добавляли больше «человеческих» программ и выкладывали их в общий доступ, в том числе бесплатно.

Портал GeekBrains после ввода режима самоизоляции выложил подборку коротких видеокурсов по программированию, маркетингу и управлению, а также курсы для общего развития по финансовой грамотности, личной эффективности и созданию презентаций. Похожие «жизненные» курсы пользовались спросом в Корпоративном университете Сбербанка: в общем доступе для сотрудников группы предоставлены в общей сложности 16 электронных курсов, в том числе по цифровым навыкам, личной эффективности и основам макроэкономики.

Кроме того, в условиях, когда многие учебные заведения оказались не готовы к массовому переходу в цифровые каналы, платформы онлайн-контента открыли бесплатный доступ к дистанционным курсам всем студентам.

Почти треть (28%) образовательных программ, которые невозможно перевести в дистанционные каналы собственными силами университетов, частично или полностью реализуются с использованием онлайн-платформ, говорится в исследовании «Шторм первых недель: как высшее образование шагнуло в реальность пандемии» 2020 года НИУ ВШЭ. Самые популярные источники онлайн-контента для студентов — национальная платформа «Открытое образование» и Coursera.

Надолго ли

Спрос студентов на онлайн-образование на открытых платформах может сохраниться. Международное образовательное сообщество готовится к тому, что и будущий учебный год преимущественно или полностью переместится в онлайн-пространство, ссылаются на слова профессора из Центра исследований высшего образования Университета Мельбурна Саймона Марджинсона в НИУ ВШЭ.

Рожденное в цифровой среде молодое поколение в целом станет катализатором последовательного смещения всех форм образования в дистанционный формат, считает директор дистанционного отделения ВШКУ РАНХиГС Ирина Неверова: «Отчетливо видно, что скорость обработки информации и навыки работы с девайсами у бакалавров значительно выше».

Спрос на непродолжительные онлайн-программы и репетиторские занятия в цифровой среде, по мнению СЕО онлайн-школы для занятий с репетиторами «Тетрика» Николая Спиридонова, поддержат их ценовая доступность и отсутствие сопутствующих расходов.

Останутся в онлайне и форматы микрообучения корпоративных университетов, полагает Валерия Заболотная: «Если пользователя интересует вопрос «здесь и сейчас», ему гораздо удобнее прибегнуть к помощи онлайн-микрокурса, который избавит от необходимости тратить время на дорогу».

Однако отказаться от офлайна полностью, по ее словам, не представляется возможным. Он, возможно, перейдет в сегмент премиум, но останется востребованным.

Например, в корпоративном образовании очное обучение решает задачи, требующие личного присутствия, полной вовлеченности и глубокого погружения, говорит Валерия Заболотная.

В 19,7% вузов, по данным НИУ ВШЭ, есть образовательные программы, в рамках которых хотя бы один курс не может быть переведен в дистанционный формат — например, химическая технология и клиническая медицина требуют специального оборудования и лабораторий. Кроме того, психологически преподавателям и студентам зачастую необходим личный контакт, чтобы оценить эффективность учебного процесса.

На сопротивление и неприятие слушателей наталкивается и прямая замена очной формы обучения на дистанционную в полноценных программах дополнительного профессионального и бизнес-образования, в том числе МВА, ЕМВА, говорит Ирина Неверова: «Мешают отсутствие активной коллаборации с сокурсниками, инсайтов очных дискуссий, вопросы к качеству дистанционного обучения и просто привычка».

Пока рост числа слушателей МООК отражает лишь интерес пользователей к образованию, но не намерение и возможность полностью пройти образовательный курс дистанционно, говорит научный сотрудник Центра социологии высшего образования Института образования НИУ ВШЭ Ульяна Захарова: «До эпидемии COVID-19 немногие доходили до конца обучения. По разным оценкам, отсев с МООК обычно составляет до 90–94%».