#12 Образование, 23 июля 2020
Компетенция , Весь мир ,  
0 

«На онлайн-курсы, рассчитанные на взрослых, записываются 11-15-летние»

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Как самоизоляция привлекла интерес подростков к профессиональным курсам в области информационных технологий, РБК+ рассказала руководитель направления бизнеса по обучению программированию GeekBrains Любовь Поспелова.

— Онлайн-образование и до самоизоляции активно развивалось. Что будет в дальнейшем стимулировать рынок?

— Ранее в NeoAnalytics прогнозировали рост рынка онлайн-образования в России в течение ближайших двух лет на 17–20% ежегодно. По разным оценкам, в 2020–2021 годах рынок должен достичь от 53,5 млрд до 60 млрд руб. и занять 2,6% всего рынка образования в стране.

В целом лояльность потребителей к онлайн-образованию росла и до пандемии. Но в условиях самоизоляции формат онлайн-обучения фактически стал единственно возможным, и интерес к нему значительно увеличился. Например, за первые две недели самоизоляции число регистраций на нашей образовательной платформе выросло почти на 650%, в целом число новых клиентов за три месяца увеличилось в десять раз.

Не все вузы успели перевести все свои программы в онлайн-формат, и это стало стимулом для массового притока аудитории на платформы дистанционного образования. Мы открыли бесплатный доступ к своей платформе для того, чтобы вузы могли проводить свои программы в нашей онлайн-системе обучения Learning Management System. Некоторые пользователи применяли наши программы как альтернативу вузовским.

Кроме того, когда началась самоизоляция, мы предложили попробовать более 20 наших курсов бесплатно. В-среднем один такой пробный курс длился месяц с занятиями два раза в неделю. У людей появилось время и возможность попробовать онлайн-формат, и даже скептики отбросили сомнения в его эффективности. Прошел субъективный страх того, что не получится, что будет неудобно, соответственно, потребители стали рассматривать онлайн-образование как основной формат обучения.

Основные игроки рынка будут выходить в новые сегменты и масштабироваться. Мы планируем развивать новые продукты.

— Безработица, по данным Росстата, впервые за последние восемь лет выросла до значений выше 6% от рабочей силы. Каковы перспективы трудоустройства ваших выпускников?

— В России сохраняется дефицит ИТ-кадров. Кроме того, может вырасти спрос на профессии, связанные с цифровизацией различных отраслей. Так, например, регионы в этом году, согласно данным CNews Analytics, планируют потратить на цифровизацию и внедрение ИТ более 200 млрд руб. Общее число ИТК-специалистов разной квалификации в стране — 1,8 млн человек, или 2,4% экономически активного населения, по оценке АНО «Цифровая экономика» (исследование Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий). Для сравнения: в Европе этот показатель в среднем 3,9%, в Финляндии — 7%, в Великобритании — 4%, в Германии — 4%.

Наши программы изначально создаются с учетом анализа спроса работодателей. Все наши программы профессиональной переподготовки ориентированы на текущую ситуацию, потребность и запросы рынка, они созданы с целью последующего трудоустройства выпускников. 85% аудитории GeekBrains приходят с запросом на смену профессии с дальнейшим трудоустройством в новой сфере.

Мы сотрудничаем практически со всеми топовыми компаниями, у которых есть потребность в найме специалистов начального или среднего уровня. Конечно, у всех студентов разные знания на входе, они разное время уделяют учебе, поэтому на выходе стартовые позиции в трудоустройстве тоже отличаются. Но всем, кто к нам обращается после обучения за помощью в трудоустройстве, мы помогаем найти компанию для старта карьеры. У нас есть примеры трудоустройства выпускников нашим акционером Mail.Ru Group, а также в нашу собственную команду. Многие во время учебы сами трудоустраиваются в компании, в которые стремились попасть. Ведь наши преподаватели — специалисты отрасли, в том числе из Mail.Ru Group и других компаний-партнеров.

— Какие профессии сейчас наиболее востребованы?

— За последние четыре месяца более чем в два раза вырос спрос на курсы по продакт-менеджменту. Помимо факультета управления продуктами самый большой приток студентов у нас был на направления, связанные с искусственным интеллектом, разработкой на Java, Python и веб-разработкой в целом. Это те направления, которые в мае были в топ-5 по востребованности. Но спрос вырос в целом во всех сферах: программирование, аналитика, дизайн, маркетинг, а также управление продуктами — это все актуально и востребовано на рынке, здесь спада нет.

— Как меняются ваши стратегии? В чем вы видите потенциал для развития проекта?

— Большинство наших программ до сих пор были нацелены на обучение диджитал и ИТ-профессиям с нуля. Однако специфика отрасли в том, что примерно половина экспертных знаний так или иначе требует апгрейда через каждые полтора-два года. Специалисты отрасли, как правило, стремятся повышать свой уровень. Поэтому сейчас мы добавляем в линейку программы для повышения квалификации, получения дополнительных знаний и навыков, позволяющих специалисту своевременно сделать level-up в своей сфере, повысить свой статус и продвинуться по карьерной лестнице.

Мы в целом готовы расширять свою аудиторию, в том числе корпоративное направление. Кроме того, если до сих пор основным контингентом участников программ GeekBrains были люди 25–40 лет, то сейчас растет молодая, даже подростковая аудитория: бывает, что на программы для взрослых записываются 11–15-летние.

Конечно, мы идем в детскую аудиторию и расширяем линейку дополнительного образования для подростков в области диджитал и IT-направлений. Детское дополнительное онлайн-образование в целом в тренде, особенно в области информационных технологий. Взрослые программы не заточены под обучение детей, мы их адаптируем, в том числе создаем курсы, которые совмещают интересы родителя и подростка: слушателями первой программы GeekBrains для юной аудитории были дети наших взрослых студентов.

— Компании пришлось адаптироваться к удаленной работе?

— У нас были удаленные сотрудники, но основной состав до пандемии все-таки работал в офисе. Впрочем, у нас уже была вся необходимая инфраструктура для работы на удаленке. В компании и при работе в офисе использовали фиксацию информации и знаний, например. Мы быстро нашли и внедрили все инструменты, которых не хватало для удаленного общения. И нам удалось, не теряя эффективности, перейти на удаленку буквально за один день.

Конечно, изменились методы управления командой. Мы начали активно созваниваться, экспериментировать с форматами встреч для увеличения эффективности и сохранения сплоченности. Например, чтобы не терялся личный контакт между людьми и чтобы поддержать тех, кто в силу особенностей характера с некоторым трудом выдерживал самоизоляцию, вводили пятиминутки в онлайн-встречах, когда мы могли просто поговорить, поделиться событиями и самочувствием.

И если первые несколько дней у сотрудников было некоторое сопротивление, они испытывали дискомфорт, то сейчас все находят плюсы, например, в том, что не надо тратить время на дорогу. В чем-то мы стали более эффективными, стали четче фиксировать все договоренности и планировать проекты: правильно информировать участников проекта о задачах и ходе работы, больше доверять коллегам.

Компетенция «В онлайн-обучении главное — люди и только потом — технологии»
Содержание
Закрыть