Инновации , Весь мир ,  
0 

Продукт удаленки

Фото: Getty Images Russia
Фото: Getty Images Russia
Массовый переход на дистанционный формат работы повысил спрос на цифровые инструменты для групповых онлайн-коммуникаций.

По данным совместного исследования Mail.Ru Group и ResearchMe, в апреле на удаленку перешли более 80% сотрудников российских компаний. Остро встал вопрос использования цифровых инструментов для повышения эффективности бизнеса и улучшения коммуникации внутри компании и с клиентами, говорит партнер Deloitte Йорг Дорлер: «Многие компании были вынуждены стать более цифровыми. Другого выбора в условиях, когда весь офисный персонал должен работать удаленно, просто не было».

Вырос спрос на решения для удаленной совместной работы, отмечает руководитель департамента по работе с коммерческими организациями Cisco Дмитрий Лещинский: «Мы это наблюдаем в том числе по количеству активных пользователей и новых клиентов нашей платформы Webex».

В OCS Distribution отмечают массовый спрос на технические средства обеспечения мобильной работы — ноутбуки, моноблоки и веб-камеры со стороны большой части корпоративных заказчиков (из государственного и коммерческого секторов).

По данным немецкой GfK, продажи ноутбуков в России в первую неделю марта выросли на 10% по сравнению с последней неделей февраля, а на 11-й неделе 2020 года — уже на 27%.

Востребованными инструментами стали решения для обеспечения эффективной коммуникации между сотрудниками, отмечает технический директор компании Intact Илья Зубаревич: «Виртуальный офис, максимально приближенный к привычному офисному пространству, позволяет свободно пообщаться с коллегами и партнерами, обсудить текущий статус проекта или совместно решить проблему».

Сложности перехода 

Большинство российских организаций, по мнению Ильи Зубаревича, не были в полной мере готовы к изменениям ни технологически, ни организационно: «Низкая адаптированность бизнес-процессов к удаленной работе привела к общему снижению производительности труда сотрудников, работающих из дома».

Большинство предпринимателей (82%), по данным исследования аналитического агентства НАФИ, отметили снижение эффективности сотрудников на удаленке.

ИТ-службы далеко не всех компаний могли своевременно обеспечить сотрудников средствами для совместной работы и коммуникаций, а также безопасным доступом к корпоративным ресурсам на удаленке, говорит Дмитрий Лещинский. Простые в использовании и хорошо защищенные решения для удаленной коммуникации при этом, по его словам, позволяют «склеить» производственную культуру и сотрудников в отсутствии очного взаимодействия.

Действительно, наиболее подготовленными к дистанционной работе оказались компании, которые, например, уже использовали отказоустойчивые защищенные виртуальные рабочие места (VDI).

Однако даже им пришлось адаптировать существующую ИТ-инфраструктуру к быстрому переходу в дистанционный режим.

У «Сибура» были в наличии все необходимые цифровые инструменты, и это позволило компании довольно быстро перевести сотрудников производств на вахтовый режим, а административно-управленческий персонал — на удаленную работу, говорит директор по цифровым и информационным технологиям компании «Сибур», генеральный директор «Сибур Диджитал» Алиса Мельникова. Но многие сотрудники до карантина этими инструментами не пользовались, и ИТ-служба приложила немало усилий для создания обучающих материалов и проведения инструктажей, отмечают в компании: «Когда на удаленную работу вышли первые 500 сотрудников, количество обращений на горячую линию по вопросам ИТ достигало 350 в неделю, а в конце мая (когда удаленно работали уже более 5 тыс. человек) их число снизилось до 30».

У компании-дистрибьютора (в том числе решений для удаленной работы) OCS Distribution переход на дистанционный формат занял меньше недели, а основные сложности, по словам технического директора Алексея Шавалдина, были больше связаны с психологической адаптацией к новому формату. В компании уже было внедрено решение Cisco Webex для организации ежедневных митапов, внешних виртуальных переговоров и внутренних обучений, говорит он, отмечая, что «потребовалось тщательнее планировать время, увеличилось количество виртуальных встреч».

Арсенал на дистанции 

По итогам глобального цифрового «эксперимента» к 2024 году лишь 25% совещаний будут проводиться очно, прогнозирует американская Gartner. До начала 2020 года их доля составляла 60%. Большинство бизнес-встреч, рабочих совещаний и других мероприятий будут осуществляться при помощи цифровых инструментов, обеспечивающих эффективную онлайн-коммуникацию и совместную работу.

По данным Gartner и Forrester, основные поставщики решений для деловых коммуникаций на глобальном рынке сегодня — Cisco Systems, Zoom, Microsoft и Google. Первый отечественный игрок из этого сегмента, включенный в отчет Gartner «Magic Quadrant for Meeting Solutions», — компания TrueConf. Основные инструменты для удаленной работы — решения для аудио- и видеоконференций (Cisco WebEx, Skype for Business, Zoom), а также онлайн-обучение (webinar.ru, WebTutor Webinar), рабочие пространства команд (SharePoint, Confluence), поясняет Алиса Мельникова. По ее словам, в «Сибуре» пользовались всеми этими инструментами и до карантина, однако «сейчас резко возросла их «приживаемость».

Выбор решений определяется легкостью и скоростью развертывания, простотой интеграции с существующими системами и самое главное — безопасностью, отмечает Дмитрий Лещинский.

Дистрибьюторы, в свою очередь, ориентируются на вендора, который исторически специализируется на решениях в области информационной безопасности. «За время существования Cisco Webex не было ни одного серьезного киберинцидента при использовании сервиса», — отмечает Алексей Шавалдин.

Облачная скорость 

В скорости развертывания и внедрения нет равных облачным решениям, считает Илья Зубаревич: «Установка сервиса унифицированных коммуникаций Cisco Webex Meetings/Teams от размещения заказа до начала его использования занимает менее одного рабочего дня».

По данным Forrester, в последнее время бизнес с большим доверием интегрирует облачные SaaS-решения: развитие широкополосного доступа обеспечило им качественную аудиовидеосвязь, сами решения стали более демократичными по цене. Чем шире интеграция облачных решений, тем ниже их лицензионная стоимость и стоимость обслуживания и сопровождения, отмечает Алиса Мельникова. По ее словам, сейчас в компании идет миграция на облачные сервисы по всем слоям ИТ-инфраструктуры (SaaS, IaaS, PaaS).

Большинство облаков защищены криптографическими алгоритмами. А риски компрометации конфиденциальной информации существуют и в «домашних» on-premise решениях, отмечает Илья Зубаревич.

Можно понять и руководителей компаний, чьи опасения за безопасность подогревают сообщения об утечках и кибератаках, говорит Алексей Шавалдин: «Наши специалисты стараются учитывать требования к информзащите в каждом конкретном случае».

Впрочем, консервативный подход и использование собственных on-premise инструментов коллективных коммуникаций, по его словам, требует не меньшей проработки эшелонированной защиты информационного периметра компании.

Инструменты Самоизоляция дала облакам новый стимул
Скачать Содержание
Закрыть