Глобальные расходы на ИТ по итогам 2020 года сократятся на 5,1%, до $2,25 трлн, прогнозирует IDC. Аналитики Gartner ожидают на фоне коронакризиса снижение расходов на ИТ на 8% относительно 2019 года. При этом в связи с массовым переводом сотрудников на удаленку продолжают расти публичные облачные сервисы, отмечают в Gartner.
Растет спрос на облачные услуги и в России. С переходом организаций на дистанционный режим резко возросла нагрузка на b2c и b2b интернет-сервисы, отмечает вице-президент Сбербанка, генеральный директор SberCloud Евгений Колбин. Это заметно по интернет-торговле, а также по сервисам для удаленных коммуникаций — Zoom, Microsoft Teams и т.п. По данным Microsoft, только за март количество видеозвонков выросло более чем на 1000%. Корпорация также в конце первого квартала 2020 года зафиксировала в регионах, где жителям рекомендовали соблюдать самоизоляцию, рост нагрузки на свои облачные сервисы на 775%. Количество одновременных пользователей облачного сервиса Windows Virtual Desktop (виртуальный рабочий стол) выросло в три раза.
Общение, покупки, работа и развлечения перешли в онлайн, это повлекло заметный рост трафика и, соответственно, сверхнагрузку на ИТ-инфраструктуры компаний, отмечает руководитель платформы Mail.Ru Cloud Solutions Илья Летунов. Число подписчиков Netflix, например, за первый квартал этого года выросло до 15,8 млн человек — в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом у компании нет своих серверов и дата-центров, вся инфраструктура находится в облаке Amazon. В российском «Бургер Кинг» количество заказов выросло в три раза, а компания «Битрикс24» зафиксировала рост обращений на 100% по миру и на 50% — в России.
Операторы вынуждены были срочно наращивать инфраструктурные ресурсы для удовлетворения быстрорастущего спроса, говорит директор по технологиям компании Yadro (входит в «ИКС Холдинг») Артем Икоев. Выручка от этого сегмента по итогам двух кварталов 2020-го превысила продажи продукции Yadro для облачных операторов за весь 2019 год.
С марта спрос на развертывание корпоративных сервисов в облаке российского провайдера Softline вырос приблизительно втрое, отмечает руководитель направления развития облачных технологий Юрий Новиков. Компания внепланово наращивала мощности в действующих дата-центрах.
Рост спроса на облачные сервисы Mail.Ru Cloud Solutions в марте 2020 года составил 10%, в апреле и мае показатели достигли 20 и 15% соответственно. В SberCloud последние три месяца увеличился спрос на облачные услуги со стороны государства и крупных корпораций, которые до недавнего времени предпочитали развивать собственную ИТ-инфраструктуру, отмечает Евгений Колбин.
Поиски эффективности
На развивающихся рынках, например в странах Азии и Латинской Америки, 90% заказчиков и ранее использовали облачные технологии, отмечают в Softline. Сейчас эти рынки растут за счет ускоренного потребления теми же заказчиками cloud-сервисов в большем объеме. В России же уровень проникновения несколько отставал и бурный рост идет за счет новых заказчиков, отмечает Юрий Новиков.
77% российского крупного бизнеса и 42% компаний среднего и малого бизнеса, по данным исследования SberCloud и Аналитического центра НАФИ, еще в конце 2019 года были готовы к переходу на облачные технологии.
Главными барьерами для миграции оставались вопросы кибербезопасности и сложность трансформации бизнес-процессов. Сейчас они ушли на второй план, так как кризис подтолкнул бизнес к активному поиску новых путей сокращения издержек, считает Евгений Колбин: «Переход в облако означает резкое сокращение или даже отсутствие капитальных затрат на ИТ». Уменьшение эксплуатационных расходов на ИТ-системы при миграции в облако за 2,5 года может достигать 50% (данные SberCloud).
Преимущества облачной миграции — возможность быстро масштабировать инфраструктуру и сокращать время вывода на рынок новых продуктов. Сегодня эта скорость востребована в части быстрой организации удаленной работы без потери производительности.
Нужный IaaS
На глобальном рынке сегмент IaaS (инфраструктура как сервис) уже несколько лет демонстрирует более быструю динамику, чем SaaS (программное обеспечение как сервис). Это связывают с увеличением потребностей современных приложений и рабочих нагрузок, которых традиционные центры обработки данных уже не могут обеспечить. В IDC прогнозируют, что в 2020 году именно за счет инвестиций в IaaS затраты на ИТ-инфраструктуру вырастут на 5,3%.
Запрос на предоставление IaaS идет от ИТ-емких компаний из отраслей, которые сейчас динамично растут, говорит исполнительный директор M1Cloud (Stack Group) Евгений Горохов. Востребованы сервисы по резервированию систем, хранению реплик виртуальных машин и данных бэкапов в профессиональном облаке, чтобы сократить время восстановления и избежать потери продуктивной системы.
Интерес сместился на решения, позволяющие организовать продуктивную работу из дома, отмечает генеральный директор «ActiveCloud Россия» Дмитрий Яшин: удаленные рабочие столы, приложения для контроля рабочего времени, корпоративные мессенджеры, сервисы видеоконференций, дополняющие их средства шифрования трафика.
В SberCloud помимо спроса на IaaS- и PaaS-решения фиксируют рост интереса к классическому облаку на базе VMware, а также на новую облачную платформу SberCloud.Advanced (обеспечивает доступ к 38 уникальным облачным сервисам).
Управление рисками
Востребована распределенная модель потребления облаков. Заказчики стремятся минимизировать риски, заключая контракты сразу с несколькими провайдерами, в разных географических локациях и на разных облачных платформах. В среднем по миру на одного заказчика приходится 3,4 облачной платформы (публичных и частных) и этот показатель будет расти, по данным американской Flexera Software.
Multicloud-модель потребления обеспечивает независимость от технологий конкретного облачного поставщика, доступность ИТ-систем за счет повышения отказоустойчивости, а также возможность таргетированно подбирать облачные предложения под свои задачи, считает Юрий Новиков: «Чтобы ускорить доступ к приложению для пользователей отдельных регионов, практичнее развернуть его у местных провайдеров».
Например, международные компании в России для соответствия закону о локализации персональных данных россиян на территории страны используют облака российского поставщика Softline одновременно с облачными сервисами международных провайдеров.
Локализация технологий — глобальный тренд, который затронул и облачный рынок: недавно Франция и Германия заявили о намерении создать европейскую облачную платформу для снижения зависимости ЕС от сервисов США и КНР, говорит Илья Летунов: «Россия в этом плане уже на несколько лет опережает Европу». Отчасти фактором «суверенитета» в России стал закон 152-ФЗ «О персональных данных», а также требования к ГИС (государственным информационным системам).
Но стопроцентный облачный суверенитет вряд ли возможен технологически, облака — все же глобальный бизнес, уверен Евгений Колбин. «Любой сложный программно-аппаратный комплекс является суммой огромного количества технологий, разработанных и воспроизводимых в десятках стран по всему миру, включая Россию, то есть мир прекрасно строит облака в коллаборации», — согласен Дмитрий Яшин.
Финансовый кризис и рост доллара — дополнительный аргумент в пользу российских облачных операторов, сохраняющих цены в рублях, говорит Илья Летунов.
Российский рынок облаков будет расти, поскольку модель аренды совместно используемой облачной инфраструктуры продолжает эффективно замещать единоличное владение оборудованием и ПО, прогнозирует Дмитрий Яшин. По оценкам Евгения Горохова, к концу года рост облачного рынка составит не менее 25–30% и высокие темпы сохранятся еще несколько лет.