«Через 10 лет киберигрок станет престижной профессией»
Материалы выпуска
Франчайзинг прошел тест на выживаемость Рынок «Через 10 лет киберигрок станет престижной профессией» Рынок «Залог выживания ресторана в кризис — грамотный управляющий» Инструменты Франчайзи отвечают сиюминутным запросам потребителей Рынок «Караоке-боксы могут стать началом карьеры в шоу-бизнесе» Инновации «Клиенты вернулись в салоны тайского массажа в двойном объеме» Компетенция «Антикризисные проекты дают новые возможности для развития кафе-пекарен» Компетенция
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Через 10 лет киберигрок станет престижной профессией»

Как киберклубы поддерживали аудиторию во время самоизоляции, РБК+ рассказал основатель сети киберспортивных арен Colizeum Алексей Локонцев.
Фото: Мария Савельева для РБК+

— За прошлый год рынок киберспорта в крупных городах РФ вырос в среднем вдвое. Есть еще потенциал для роста?

— На самом деле рынок вырос в пять раз. В каждом дворе стала появляться маленькая арена на 15 компьютеров. Многие сегодня пытаются занять эту нишу, потому что скоро киберспорт будет приносить немалые деньги.

Потенциал у рынка большой. По прогнозам международного аналитического агентства Newzoo, даже несмотря на период пандемии, к концу 2020-го аудитория киберспорта может вырасти на 11,7%, до 495 млн человек. 222,9 млн относятся к фанатам киберспорта, еще 272 млн — случайные зрители. А к 2023 году глобальная аудитория достигнет отметки 646 млн человек. Среднегодовой темп роста здесь 10,4%.

Но в России при этом клубы пока открываются бездумно, безграмотно, в помещениях, не подходящих под арену, вообще не отвечающих правилам такого бизнеса. Некоторые из таких компаний берут наши идеи и так же, как мы, например, объявляют турнир на 1 млн руб. Но они не понимают, что турнир еще нужно организовать, это целая система. Мы около шести месяцев готовимся к турниру. Это далеко не у всех получается, многие теперь просто не могут выплатить призовые.

— Как в целом коронакризис повлиял на ваш бизнес?

— Ни для нашей сети барбершопов Topgun (Алексей Локонцев является также основателем сети парикмахерских для мужчин. — РБК+), ни для киберспортивных клубов Colizeum пандемия не стала причиной провалов. Конечно, мы, как и все, не работали в период самоизоляции. Но финансово мы были к этому готовы: у нас всегда были накопления на зарплаты, на аренду помещений. Кроме того, нам еще государство помогло. Так что мы прошли период локдауна безболезненно. Зато уже в августе прирост выручки по сети парикмахерских составил в среднем 20%.

Спрос на мужские стрижки не пропадал. Некоторые барберы уходили от нас, индивидуально стригли на дому и заработали денег в карантин даже больше, чем зарабатывали с нами. После карантина стали открывать свои кабинеты, потому что спрос был огромный и все деньги шли в карман. Теперь все просятся назад.

Киберспортивные арены были закрыты, но мы проводили чемпионаты, то есть всю свою аудиторию поддерживали. Все наши арендодатели за время пандемии не брали арендную плату. Понятно, что пока у нас провал по оборотам по сравнению с тем же периодом прошлого года примерно на 50%. Но я думаю, что восстановимся быстро и к следующему месяцу уже вернемся к показателям прошлого года. В пандемию мы не зарабатывали, но и не тратили. В это время мы «прокачивали» наши профессиональные способности по организации турниров.

— Каковы перспективы развития игровых клубов?

— На сегодня у нас открыты 95 клубов, проданы 145 франшиз. Я ожидаю, что до конца года будет минимум 120 открытых игровых клубов. А на следующий год мы хотим открыть еще 300, и, думаю, к этой цифре мы придем. Тогда мы будем уже самой крупной ареной в стране, с самыми большими ежемесячными бюджетами на битву клубов. Битва клубов — это когда мы разыгрываем бюджеты среди всех игроков, которые ходят к нам в клубы по разным дисциплинам. Это, по сути, развитие киберспорта в масштабе страны.

Кроме того, скоро появится новая профессия — киберигрок, и они будут официально приходить и тренироваться. Уже через 10 лет киберигрок станет престижной профессией.

— Возникала ли необходимость менять условия для ваших франчайзи с учетом негативного экономического эффекта пандемии?

— У нас простой для франчайзи бизнес: все организации турниров мы берем на себя как управляющая компания, рекламу мы даем за них, а они просто сдают компьютеры в аренду: сделали клуб по франшизе и собирают деньги, все чувствуют себя хорошо. Мы за них думаем, разрабатываем идеи. То есть люди, купившие франшизу, чувствуют заботу о себе. Мы, например, придумали программу академии: взяли профессиональных тренеров по двум дисциплинам в киберспорте, разработали методички. Поэтому люди, купившие у нас франшизу, чувствуют поддержку их бизнеса. Сегодня мы им дали одну возможность зарабатывать, завтра — вторую и так далее. В итоге, я думаю, лет за пять они займут всю нишу киберспорта в регионах и будут еще богаче, чем сейчас.

— Вы развиваете параллельно разные виды бизнеса. Насколько ваша стратегия оправданна в нынешней экономической ситуации?

— Я развиваю пять бизнесов, но эти два — самые большие и имеют огромный потенциал. Если для продвижения барбершопов в России я стараюсь научить мужчин хорошо выглядеть, то для развития киберспорта мне даже ничего делать не нужно. Мы просто открываем арены и делаем классные турниры. И все.