— Как рынок франшиз переживает пандемию?
— Сложно сказать, как в целом рынок франшиз пережил пандемию, ведь она еще продолжается. Наша компания является владельцем мастер-франшиз брендов Cinnabon, Auntie Anne’s, Hesburger, Godfather’s Pizza, и мы относимся к пострадавшей отрасли. Для нас это был непростой путь и новый опыт, о котором я сейчас и хочу рассказать. Но давайте начнем с цифр. Еще в марте 2020 года у нас было 129 действующих кафе-пекарен Cinnabon. Из-за пандемии и введенных ограничений работу практически всех заведений пришлось приостановить. Мы ждали официальных разъяснений, каким образом, не нарушая законы, возможно осуществлять торговую деятельность. Постепенно заведения стали открываться в режиме доставки и самовывоза. Но этого было недостаточно для сохранения нормального функционирования сети. В итоге благодаря сплоченной работе команды нам удалось сохранить действующие пекарни, а также разработать новые форматы, позволяющие развиваться даже в таких сложных условиях. За счет низкой себестоимости, небольших вложений и довольно быстрой окупаемости спрос на франшизу Cinnabon резко вырос. За последние три месяца нами было открыто 22 пекарни и до конца года планируется открыть еще 15. Также подписано 12 новых контрактов на 2021 год.
— Как сервис доставки развивается в рамках ваших проектов?
— Изначально мы пользовались услугами агрегаторов, и доля доставки по сети у нас составляла 5–6%. Это было обусловлено тем, что из-за высокой комиссии не все партнеры хотели подключать себе данную услугу.
Но в сложившейся ситуации доставка стала для нас практически единственным способом выжить и сохранить рабочие места. И это подтолкнуло нас к созданию собственного программного обеспечения, позволяющего самостоятельно принимать и обрабатывать заказы.
На сегодня у многих наших партнеров работает собственная доставка, при этом мы активно используем услуги сервисов «Яндекс.Еда» и Delivery Club. Они активно рекламируют себя и партнеров, обладают большой клиентской базой и дают нам высокий трафик по заказам.
— Какие антикризисные меры в целом были приняты в компании?
— В период самоизоляции мы запустили новые проекты, которые дали команде дополнительную мотивацию и возможности для развития. Во-первых, мы создали формат мини-киоска: это точка продажи наших фирменных наборов «Синнапак» и кофе. Такой формат за счет его компактности возможно установить практически в любом месте (площадью от 2 кв. м), он не требует больших стартовых инвестиций. Мы уже запустили несколько киосков, и они показывают хорошие финансовые результаты.
Еще один проект — «Кейтеринг от Cinnabon». Это абсолютно новое для нас направление, в рамках которого мы предоставляем свою выпечку в мини-формате на любое мероприятие, будь то девичник, детский праздник, свадьба или бизнес-конференция.
Если говорить об оптимизации, то, к сожалению, нам не удалось избежать сокращения части административного состава. Для линейных сотрудников мы сделали максимально гибкие графики, часть персонала была задействована в пекарнях, а часть выполняла функции курьеров. Также были достигнуты новые договоренности с основными арендодателями по снижению арендных платежей, получены безвозмездные субсидии от государства.
— Как вы, как владельцы мастер-франшиз, помогаете своим партнерам по бизнесу?
— В период самоизоляции мы старались оперативно реагировать на текущую ситуацию — вся команда работала 24 часа семь дней в неделю. Чтобы уменьшить списания и при этом сохранить качество, которым мы дорожим, были скорректированы технологические процессы. Нашим московским партнерам мы помогли собрать и сдать документы для получения субсидий по франшизе и роялти. Также провели ряд переговоров с региональными арендодателями по снижению арендных платежей.
Нами была подготовлена антикризисная программа по выходу из карантина: отсрочки по роялти, паушальным взносам, согласованы дополнительные условия по оплате отгруженной продукции. Также нам удалось подписать с американским владельцем бренда соглашение об отмене маркетинговых платежей за четыре месяца.
— Если говорить о рынке кафе-пекарен, в частности о Cinnabon, как вы оцениваете этот рынок?
— Форматы кафе-пекарен были и остаются популярными. Сейчас практически во всех супермаркетах, бизнес-центрах, на заправках и проч. есть свои небольшие кафе, где можно купить свежую выпечку и кофе. Эти форматы быстро окупаются при небольших вложениях.
Если мы говорим про Cinnabon, то это не просто кафе-пекарня. Мы производим продукт, который невозможно купить ни в одном другом месте, все гости приходят к нам, чтобы насладиться знаменитыми булочками. По версии мексиканского журнала Expansion Magazine, наша выпечка признана одним из 50 самых больших удовольствий в жизни.
— В каких регионах вы планируете дальнейшую активную экспансию?
— На сегодняшний день наши пекарни представлены во всех федеральных округах РФ. У нас открыто около 150 торговых точек, десять из которых — собственные, остальные работают по франшизе.
Помимо дальнейшего развития в регионах, где мы уже присутствуем, планируется открытие в Грозном, Тольятти, Пятигорске, Перми, Анапе и других городах.
— Каков размер инвестиций и как быстро они окупаются?
— Размер инвестиций зависит от формата пекарни: это может быть большая пекарня с производством на месте, мини-формат, куда поставляется свежая выпечка с фабрики-кухни, или новый формат мини-киоска. Паушальный взнос составляет от $1 тыс. до $22 тыс. в зависимости от формата. Роялти — 7,5% от товарооборота в месяц (в том числе маркетинговые платежи — 1,5%).
Самая большая статья расходов при нынешнем курсе валют — закупка оборудования, так как мы его приобретаем в США и Европе. Все остальные затраты зависят от выбранного формата и рассчитываются индивидуально. Срок окупаемости бизнеса — от трех месяцев.
— Как правило, в кризис предприниматели переориентируются на новые рынки. Что делает бизнес кафе-пекарен инвестиционно привлекательным?
— Несмотря на сложное время для ресторанного бизнеса, наши действующие партнеры продолжают активно развиваться, инвестируя средства в открытие новых пекарен Cinnabon. Это говорит об успешности бизнес-модели и доверии к бренду.
Сеть динамично развивается в России, с каждым годом нас становится все больше, растет узнаваемость. Оригинальный продукт, быстрая окупаемость, низкая себестоимость, отработанные технологические процессы, опытная команда и неизменное качество делают этот бизнес привлекательным для инвестиций.