— Вынужденная самоизоляция показала неготовность системы образования к переходу в онлайн-формат. Какие задачи, на ваш взгляд, стоят сегодня перед образовательными учреждениями?
— Мало кто вообще был готов к пандемии таких масштабов, и не только в образовании. Но проблемы, которые возникли при переходе обучения в онлайн-формат, были скорее временными, техническими.
Пандемия придаст новый импульс к внедрению в образовательный процесс современных информационных технологий. Дистанционное образование, в частности, должно стать одним из основных инструментов развития детей, школьников, студентов. Оно позволяет быстрее и проще получить знания, а также дает возможность персонализировать систему обучения: ментор, а со временем и искусственный интеллект (ИИ) будут подсказывать, какие предметы, курсы, дополнительные занятия подходят конкретному обучающемуся.
На основе массивов данных, которые уже сегодня получает система образования при обучении школьников и студентов в онлайн-формате, можно создавать рекомендательные сервисы, выстраивать личностную траекторию обучения для каждого ученика с учетом его способностей и наклонностей. Образование будущего станет в чем-то похоже на таргетированную рекламу, только ИИ вместо шампуня, джинсов или новой машины предложит нужные курсы и семинары, пришлет необходимые статьи и результаты исследований, которые могли быть опубликованы даже минуту назад. Система образования должна стать извечным спутником человека от рождения до самого конца.
Цифровизация образовательного процесса важна как никогда. Цифровая реальность и аналоговый мир будут все сильнее переплетаться, и изменения одной составляющей непременно повлекут трансформацию другой. Важно направлять энергию и мысль представителей нового поколения Z в правильное русло: чтобы центениалы не тратили львиную долю своего времени на соцсети, не листали ленту TikTok или YouTube, а развивались и создавали лучший мир для себя и своих детей.
— Технически образование к этом готово?
— Школы и университеты крупных городов в большинстве своем уже имеют практически все необходимое техническое оснащение в классах и аудиториях, которое они используют в образовательном процессе, — планшеты, интерактивные доски и т.д. Следующий шаг — развить монолитную экосистему образования и пересмотреть подход к нему, чтобы не было необходимости делить периоды обучения на детский сад, школу, вуз и т.п.
Компания Softline, в частности, сфокусирована на том, чтобы предоставить вузам вычислительные мощности уровня суперкомпьютера, а студентам — возможность проводить фундаментальные и прикладные исследования с использованием современных технологий, в том числе искусственного интеллекта. При подготовке современных специалистов это просто необходимо, а тем более при подготовке кадров для профессий, которых еще даже не существует.
В целом внедрение современных технологий в вузах достаточно сложный шаг. И задача современных ИТ-компаний, таких как Softline, как раз помочь в этом системе образования. Мы уже реализовали несколько успешных кейсов по проектированию и внедрению платформ для проведения исследований с использованием ИИ.
— Какие еще практические способы применения цифровых технологий в образовании вы видите?
— Технологий и сценариев их применения очень много. Современные системы видео-конференц-связи (ВКС) создают возможность интерактивного общения всего класса, группы и объединения удаленных абонентов. Технология, по сути, выполняет роль транспорта между носителем знаний и обучающимися.
Голосовые ассистенты всегда на связи для консультации, даже когда учитель или наставник недоступны. Ассистент сможет выдавать рекомендации и планировать стратегию развития и образования для каждого, руководствуясь накопленной информацией о своем «подопечном» на протяжении всей его жизни. Уже сейчас все больше систем, которым не мешало бы пройти тест Тьюринга.
Компьютерное зрение и распознавание образов поможет поддерживать безопасность и порядок, а также освободит от необходимости сканировать учебники и документы, с чем столкнулись учителя и обучающиеся во время пандемии.
Инфраструктуры виртуальных рабочих мест (VDI) или же виртуальных мест учеников обеспечивают учащимся доступ к необходимым ресурсам университета или школьного облака, где можно создать проект, провести исследования, сделать лабораторную работу. Далеко не все могут позволить себе гаджет или компьютер, который будет отвечать имеющимся мощностям и софту, но это и не будет нужно — достаточно получить виртуальный доступ.
Технологии виртуальной и дополненной реальности создадут «эффект присутствия», дадут возможность увидеть то, о чем рассказывает учитель, например поплавать рядом с синим китом, пролететь от Солнца до Плутона, поговорить с людьми прошлого, чтобы они сами рассказали свою историю.
Наша компания уже помогает внедрять эти и многие другие технологии в учебный процесс.
— Расскажите об образовательных проектах, в которых участвует компания.
— Уже больше десяти лет команды Data Science Softline выступают спонсором и помогают проводить олимпиады и другие образовательные соревнования по информатике и различным прикладным дисциплинам. В конце января 2020-го, в частности, наша компания совместно со Сколковским институтом науки и технологий провела олимпиаду по машинному обучению для студентов и аспирантов «Сколтеха». Победители интеллектуального первенства и участники с высоким рейтингом по результатам выполненного задания получили возможность работать над реальными задачами в лаборатории «Искусственный интеллект, машинное обучение и системы интернета вещей», созданной «Сколтехом» и компанией Softline в рамках проектного обучения.
В команде экспертов Softline работают выпускники МФТИ, МГУ, НИУ ВШЭ и других ведущих вузов в области подготовки кадров для Data Science. Мы активно сотрудничаем с университетами, создавая на их базе лаборатории, центры компетенций по технологиям ИИ, машинного обучения (ML), интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data), в рамках которых проводим для студентов и аспирантов мастер-классы, учебные курсы, вебинары, организуем олимпиады.
В рамках проектного обучения студенты участвуют в кейсах компании, получая уникальный опыт решения реальных задач анализа данных для самых разных отраслей, в том числе финансового сектора, здравоохранения и ретейла, промышленности, телеком-отрасли.
Компания Softline, в свою очередь, получает поддержку профессуры и исследовательских команд вузов в наших проектах с серьезной научной составляющей.
Разносторонние знания специалистов компании, накопленный опыт и поддержка ведущих вузов позволят наиболее полно удовлетворить потребности заказчиков. Студенты, успешно прошедшие стажировку, практику в лабораториях компании Softline, получают возможность стать сотрудниками компании и войти в команду высококлассных специалистов Data Sciеnce.
У нас также есть опыт совместного с исследовательскими институтами решения крайне важных и перспективных прикладных задач.
Так, весной 2019 года компания Softline помогла запустить русско-татарский нейросетевой машинный переводчик Института прикладной семиотики Академии наук Татарстана. Это был интересный для нас опыт, задачи стояли нестандартные — создание машинного перевода, систем синтеза и анализа речи на основе нейронных сетей. Предложенный нами суперкомпьютер Nvidia DGX-1 стал лучшей платформой для решения этих вопросов. Этот программно-аппаратный комплекс позволяет значительно сократить сроки реализации проектов в области искусственного интеллекта. Благодаря наличию готового к использованию программного стека Nvidia заказчик может начать работу с алгоритмами глубокого обучения всего за один день.
Кроме того, в Альметьевском государственном нефтяном институте, куда мы поставили оборудование в рамках выполнения мероприятия федеральной целевой программы № 05.604.21.0253, суперкомпьютер Nvidia DGX-1 применяется для решения широкого спектра задач, связанных с генерированием на прокси-моделях сценариев разработки нефтяных объектов, подбором геолого-технических мероприятий на основе нейро-нечеткого моделирования, формированием оптимальных планов разработки нефтяных месторождений в условиях экономических и ресурсных ограничений. Эти и другие проекты, в которых мы принимали участие, позволяют утверждать, что сейчас нет такой задачи, которую мы не смогли бы решить.
— В чем особенности того или иного поставщика суперкомпьютеров, какие характеристики наиболее важны?
— Softline является партнером ведущих производителей мирового рынка ИТ. Но я бы выделил американскую компанию Nvidia — она уже давно не только ведущий производитель видеокарт для топовых игровых систем, но мощная вычислительная платформа для самого широкого круга задач, включая ускорение искусственного интеллекта. В своем арсенале Nvidia имеет одну из самых сильных команд по Data Science в мире. Им удалось создать практически эталонную платформу для исследований и разработок в области искусственного интеллекта. Речь идет о суперкомпьютере NVIDIA DGX (или HGX, в случае необходимости использовать OEM-платформу вендора-партнера): он предлагает не только производительность, не имеющую аналогов на рынке, но и программное обеспечение, которое уже готово к работе. Пользователю не нужно тратить время на настройку и доработку платформы, он просто начинает заниматься своими прямыми задачами, по сути, это концепция Plug аnd Play.
Кроме того, имея доступ к Nvidia GPU Cloud (NGC), пользователь получает доступ к библиотеке приложений для работы с машинным обучением, нейросетями и ИИ. Это позволяет быстро развернуть удобную среду разработки или запустить предобученные нейронные сети.
Nvidia также уделяет большое внимание обучению пользователей работе с алгоритмами ИИ в рамках инициативы DLI (Deep Learning Institute). Преподавателям вузов также доступны комплекты материалов для создания и ведения курсов по глубокому обучению и робототехнике на базе практически любого образовательного или исследовательского учреждения.
Мы работаем и с другими производителями программно-аппаратных решений и готовы предоставить оптимальное решение для практически любого спектра задач и сопровождать их реализацию.