Глобальные расходы на цифровую трансформацию бизнеса в 2020 году составят $1,3 трлн, по данным исследования Worldwide Digital transformation Guide американской IDC. Несмотря на пандемию COVID-19, а частично и благодаря ей, расходы компаний на эти цели вырастут на 10,4%.
Бюджетное финансирование развития цифровой экономики в России составит чуть больше 1 трлн руб. Общий объем нацпроекта «Цифровая экономика РФ» с 2019 по 2024 год достигнет 1,8 трлн руб. По прогнозам совместного исследования 2018 года компании «Цифра» и Российского союза промышленников и предпринимателей, только объем российского рынка искусственного интеллекта (ИИ) в промышленности к 2021 году должен достичь $ 380 млн.
Пандемия сделает процесс цифровизации обязательным для всех, уверен проректор по академическим вопросам Московской школы управления «Сколково» Евгений Каганер.
По данным аналитиков отечественной KMDA, российский бизнес уже тратит на цифровую трансформацию от 3 до 10% годовой выручки. Срок окупаемости этих инвестиций составляет от одного года до пяти лет. При этом 34 и 30% компаний отмечают сокращение трудозатрат и повышение эффективности бизнес-процессов соответственно. Увеличение маржинальности продуктов и рост капитализации достигнут в 16 и 11% компаний соответственно.
Пандемия позволила бизнесу очиститься от ненужных процессов, считают аналитики KMDA, и впредь компании будут опираться на обновленные процедуры и бизнес-модели, адаптированные к новой реальности.
Качественный рывок
Бизнес осознал важность и преимущества цифровой трансформации, говорится в исследовании KMDA: в этом году на 19% по сравнению с 2018 годом выросло число компаний, которые перешли от изучения возможностей к практическим шагам в области цифровой трансформации. В два раза больше компаний осуществляют цифровые преобразования системно, в рамках специальной стратегии.
Если раньше приоритетом большинства компаний было внедрение технологических решений в отдельные процессы, то пандемия заставила осознать необходимость комплексной цифровой трансформации, говорит руководитель Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики «Сколково-РЭШ» Егор Кривошея: «Наличие цифровых решений стало вопросом выживания, особенно для бизнеса, где требуется активное взаимодействие с клиентом».
Российские компании отдают приоритет цифровизации бизнес-процессов, работе с данными и управлению клиентским опытом. Наиболее востребованы, по мнению аналитиков KMDA, технологии управления данными (34%), интернета вещей (28%), роботизации процессов и биометрии (оба направления по 24%) и искусственного интеллекта (22%).
В среднем по всем отраслям и компаниям оцифровано около половины бизнес-процессов. Максимально цифровизирована вся цепочка процессов в ретейле, банках и страховании, а также в отрасли телекоммуникации и связи. Растет зрелость компаний и в работе с данными, отмечают в KMDA: их начинают использовать для решения более сложных задач.
Развитие инфраструктуры для обработки данных повышает зрелость аналитики, и компания может перейти от ретроспективного анализа к игре на опережение, занимая более выгодную позицию при любых внешних обстоятельствах, говорят эксперты KMDA.
Внедрение интеллекта
Процесс внедрения решений на основе искусственного интеллекта (ИИ) упрощается, говорит директор по цифровой трансформации и эффективности продаж Softline Алексей Бутаков: «На рынке накопился опыт и данные». Благодаря взрывному росту данных технологии автоматизации становятся коммерчески успешными, считает Егор Кривошея.
Чтобы внедрить ИИ, еще несколько лет назад компаниям нужно было и оцифровать данные, и самим разработать алгоритмы для их анализа. Сейчас они могут снизить эти издержки, воспользовавшись готовыми облачными решениями, отмечает технический директор группы Сбербанк, руководитель блока «Технологии» Давид Рафаловский. Развитие и внедрение ИИ продолжит быть в центре внимания разработчиков и бизнеса, считает он.
В промышленности технологии машинного обучения, например, уже заменяют технолога с 20-летним стажем на варке битума, говорит директор по развитию ГК «Цифра» Александр Смоленский. Для замены человека компьютерами на производствах, по сути, не хватает лишь законодательного разрешения. Объединение технологических и бизнес-процессов при помощи сквозной интегрированной системы управления, по его словам, позволит создать полностью цифровое производство: «Вопрос в изменении системы управления предприятием — именно это предстоит переломить в ближайшие годы».
Промышленность наряду с ИТ и разработкой ПО, а также телекомом, по данным KMDA, относится к отраслям с самой развитой цифровой инфраструктурой. Тогда как образованию и науке, профессиональным услугам для бизнеса, а также агропромышленному комплексу еще предстоит наращивать инфраструктурные мощности для цифровой трансформации.
В целом высоким уровнем цифровизации отличается лишь 8% российского бизнеса, отмечают авторы «Индекса цифровизации бизнеса» банка «Открытие» и Московской школы управления «Сколково». Среди компаний среднего бизнеса эта доля достигает 20%, среди ИП и микрокомпаний — 7–8%, среди малых предприятий — 17%.
Наряду с ростом, например, среди предпринимателей — пользователей мобильных приложений, социальных сетей и интернета в целом — бизнес мало внимания уделяет информационной безопасности, цифровой культуре и компетенциям, говорят авторы «Индекса»: 73% компаний пренебрегают образованием своих сотрудников в области цифровых технологий.
При этом цифровая культура — один из ключевых факторов успеха цифровой трансформации, отмечают в KMDA: «Если построить полную цифровую модель бизнеса, а сами сотрудники не изменятся, то цифровой трансформации не произойдет».