— Безусловным трендом года стал перевод сотрудников на удаленную работу. Как это повлияло на ИТ-рынок?
— Неожиданный вынужденный переход на удаленный формат работы подсветил слабые места в бизнес-процессах крупных компаний и корпораций. Сотрудники в один день лишились доступов к корпоративным системам, доступным ранее только с рабочих компьютеров. ИТ-службам приходилось экстренно искать решения для обеспечения функциональности и доступов. И надо признать, в имевшихся очень жестких условиях они в целом отработали вполне успешно.
По итогам полугода можно сделать несколько ключевых выводов.
Во-первых, в чистом виде удаленка ведет к сильному снижению производительности, это ощутили уже очень многие крупные компании. Работа для сотрудников превращается в бесконечный «день сурка» с нон-стоп видеоконференциями с утра до вечера и стремительно размывающимися границами между работой и частной жизнью.
Во-вторых, компании стремятся оптимизировать затраты на офисы, переходя в том числе на формат гибких офисов без зафиксированных рабочих мест или к смешанному режиму работы, когда сотрудник может появляться в офисе по гибкому графику.
Кроме того, при переходе к подобному смешанному режиму работы очень сильно возрастают требования к мобильности сотрудников, чтобы наиболее важные рабочие функции могли выполняться с мобильного телефона или планшета.
— Какие технологические задачи стоят при организации работы распределенных команд?
— В частной жизни с помощью телефона сегодня можно делать все: читать новости, вызывать такси, общаться. И работа тоже переместилась в мобильный телефон. Большая часть деловой коммуникации де-факто происходит в мессенджерах — таких, как WhatsApp и Telegram. Хотя официально это не разрешено ни в одной крупной компании.
Поэтому главная технологическая задача сегодня — создание корпоративной мобильной среды. Это мощный тренд последних трех-пяти лет. В обычной жизни сотрудники пользуются удобными мобильными приложениями для абсолютно всех своих нужд, а приходя на работу, обнаруживают сложные корпоративные интерфейсы и практически полное отсутствие возможности работать с телефона. Понимая это, корпорации стали активно переходить на мобильные технологии. И пандемия усилила этот тренд.
— Какие сложности и риски возникают при использовании общедоступных мессенджеров в рабочем процессе?
— Классические бесплатные мессенджеры не являются доверенной, безопасной средой. Можно сказать, что на данный момент удобство стоит выше безопасности. Например, топ-менеджер находится на внешнем совещании, ему срочно нужен отчет или презентация. Он просит секретаря выслать документ в WhatsApp. Руководитель в этот момент не думает о безопасности — счет идет на секунды. В результате все, что попало в такую программу, моментально оказывается на неизвестных серверах, и дальнейшая судьба этих данных неизвестна. Фактически они в этот момент утекли из компании навсегда.
Основная проблема корпоративной мобильности — серьезные корпоративные приложения нельзя размещать в общедоступных App Store и Google Play, из которых их могут загрузить не только сотрудники, но и конкуренты и недоброжелатели. Это является главным тормозом «мобилизации» корпораций.
До сегодняшнего дня традиционным решением были так называемые программы-оболочки (MDM/EMM), которые при установке делят телефон на две части — личную и рабочую. Из рабочей зоны нельзя ничего переслать в общедоступный мессенджер, невозможно сделать скриншот. Но внедрять оболочку дорого, сложно и долго. Кроме того, такая программа берет под контроль весь телефон — она имеет доступ ко всем фотографиям, контактам, личным файлам, и в результате сотрудники не хотят ставить такие «жучки». Как итог, оболочки устанавливаются на телефоны в лучшем случае 5–10% сотрудников, а все остальные оказываются «отлучены» от мобильной работы.
Мы создали другое решение — защитили не телефон целиком, а одно-единственное приложение. Любой сотрудник может легко скачать его из App Store, оно не запрашивает прав на личные данные и потому не вызывает отторжения. При этом степень защиты платформы eXpress настолько высока, что внутрь можно поместить все рабочие процессы и сервисы, включая самые конфиденциальные.
— При помощи каких средств защищена информация в вашем решении?
— В eXpress используется многоуровневое шифрование end-to-end. Кроме того, мы настаиваем на том, что заказчикам необходимо на 100% контролировать сервер с данными, даже если он находится в облаке. Проблема многих «корпоративных мессенджеров» заключается в том, что информация разных клиентов на сервере лежит вперемешку и к ней имеют доступ неизвестные люди.
Еще одна необходимая мера защиты — предоставить администраторам инструмент контроля информации на телефонах пользователей. Если он потерял телефон или ушел из компании, автоматически все рабочие данные моментально будут удалены из гаджета.
Наша система является доверенной средой: в нее можно загружать конфиденциальную информацию, коммерческую тайну, персональные данные. Взломать систему и украсть данные невозможно. Сам пользователь тоже не может по «недосмотру» выгрузить информацию, не может совершить копирование, сделать скриншот.
Мы работаем с крупнейшими российскими компаниями, в частности, «Экспресс» развернут в четырех из топ-10 компаний страны. Их службы безопасности, прежде чем допустить использование продукта, детально изучают его, вплоть до анализа каждой строчки кода. Но недостаточно понравиться безопасникам, нужно понравиться обычным пользователям — сотрудникам.
— Как убедить сотрудников пользоваться корпоративными мобильными решениями?
— Первое правило: приложение должно быть удобным. В 2020 году пользователи настолько привыкли к удобству, что сложные интерфейсы они моментально отвергают.
Второе правило: приложение должно быть понятным. На абсолютно любом смартфоне «кнопкой номер один» является мессенджер, поэтому абсолютно логично строить корпоративный суперапп на его базе.
Третье правило: никаких сложных процедур. Сотрудник должен один раз установить приложение, один раз зарегистрироваться, и ему сразу должна быть доступна вся его работа. Бесконечный ввод логинов и паролей утомляет и приводит к отторжению.
Четвертое правило: в приложении должно быть все, что нужно для работы. Нельзя внедрять просто мессенджер, надо внедрять суперапп для работы, где можно также участвовать в видеоконференциях, а еще решать самые разные задачи, например смотреть отчеты, справки, согласовывать отпуска, оставлять заявки на ремонт ПК, замену мебели, оформление пропуска, читать корпоративную рассылку. Водитель получает в приложении информацию о своих рейсах, обходчик заполняет в нем формы и фиксирует неисправности, рядовой сотрудник получает зарплатные листки и согласует отпуск, топ-менеджер согласует заявки и договоры.
Мы недавно анонсировали совершенно новую платформу eXpress Smart Apps, позволяющую встраивать в eXpress полноценные графические интерфейсы. Для тех задач, где использование чат-бота менее целесообразно (например, заполнение форм или работа с документами), можно будет использовать привычный всем вид мобильных приложений. Там, где чат-боты удобнее (например, групповые чаты, опросы, корпоративный поиск), проще использовать их.
Таким образом, более удобного (а главное, быстрого в разработке и безопасного) способа организовать мобильное рабочее место просто не существует.
— Мобильные приложения позволяют сокращать время выполнения рутинных задач?
— В приложение могут быть интегрированы любые рабочие процессы в зависимости от потребностей компании. Никто не разрешит официально связать документооборот с WhatsApp, но можно настроить такую связь с корпоративной системой и дать пользователям возможность согласовывать документы одним нажатием на экран телефона. Это значительно ускоряет выполнение многих задач. Например, чтобы согласовать и организовать командировку, в текущих сервисах требуется 142 операции, при использовании чат-ботов — 20–30. Многие операции происходят автоматически или очень упрощены. Скажем, чтобы чеки попали в бухгалтерию, их достаточно сфотографировать в приложении. Если человек вовремя этого не сделал, ему напоминает не бухгалтер, а бот. Если в течение трех дней сотрудник не отреагировал, информация поступает его начальнику.
— Сохраняется ли информация, полученная через бизнес-чат или корпоративный суперапп, при увольнении работника? Насколько при этом соблюдается этика общения с бывшим сотрудником?
— Если сотрудники ведут рабочее взаимодействие через общедоступные мессенджеры, то после увольнения они уносят всю информацию с собой, включая все документы, которые когда-либо попали в их Whatsapp/Telegram. Хуже того, они еще обычно остаются в групповых чатах, посвященных различным проектам, и фактически «шпионят» за бывшими коллегами.
В нашем решении можно одной кнопкой удалить у сотрудника всю информацию о компании, а также исключить его из чатов. Это вполне этично, потому что владельцем рабочей информации является компания. Все личные приложения и данные при этом остаются нетронутыми.
— А как быть с вопросами, решение которых выходит за рамки компании?
— Особенность нашего приложения состоит в том, что в нем могут происходить обсуждения с участием сотрудников разных компаний, и для этого не нужно вручную заводить им аккаунты, ожидать одобрения службы безопасности. Единственное условие — у каждой стороны должен быть установлен eXpress. Это работает примерно как в WhatsApp — вы можете общаться с теми, кто уже пользуется этой программой. Сначала контактов сравнительно немного, но по мере развития сервиса их пул расширяется и коммуникации становится все более удобными.
— Как в дальнейшем будут развиваться подобные программы, будет ли в них появляться новый функционал?
— Мир движется в сторону развития суперприложений. Такие создают «Сбер», «Тинькофф», «Яндекс», Facebook, Google. Нажав одну кнопку, можно получить доступ ко множеству сервисов. Работа тоже будет двигаться в эту сторону — одно приложение для всех задач. Оно будет персонализированным: для топ-менеджера одни сервисы, для рядового сотрудника — другие, для водителя — третьи, но все в рамках одного корпоративного приложения. Так компании значительно проще автоматизировать и «мобилизировать» все процессы.