«Сахавуд»: чем объясняется феномен якутского кино
Материалы выпуска
Переход к делу: когда построят Ленский мост Решения Как обустроить Арктику Решения Сервисы и дроиды: как в Якутии сыграла ставка на ИТ Инновации «Сахавуд»: чем объясняется феномен якутского кино Рынок
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Сахавуд»: чем объясняется феномен якутского кино

Якутия в последние годы стала одним из главных центров кинопроизводства в России. В отрасль инвестирует местный бизнес, власти наращивают ее господдержку и устраивают питчинг заявок, фильмы охотно берут на фестивали.
Фото: пресс-служба
Хотя кинофильмы (в основном про жизнь охотников и становление советской власти) снимались в Якутии и во времена СССР, в последние годы якутский кинорынок переживает особую эпоху. Его новейшую историю местные киноведы отсчитывают с 2004 года, когда на экраны вышла похожая на южнокорейские триллеры драма известного в республике театрального режиссера Сергея Потапова «Любовь моя» о странных братьях, мечтающих ограбить банк и уехать из города. Годом позже в Якутии вышло две картины, в 2007 году уже пять, а в 2011 году — пятнадцать фильмов. По данным портала Ykt.ru, за последние 15 лет в якутский прокат вышло более 115 картин — это почти впятеро больше, чем за то же время выпустила крупнейшая российская студия «Мосфильм». По данным АНО «Якутская республиканская киносеть», одним из лидеров прошлогоднего проката в регионе стала криминальная комедия «Агент Мамбо», заработавшая свыше 16 млн руб. (при вложениях в 3−4 млн руб.): ее посмотрели 63 тыс. жителей, тогда как голливудский фильм «Король лев» — 97,5 тыс. зрителей.

Местное кино прославилось и за пределами республики. Драма о жителе глухой тайги и прилетающем к нему орле «Царь птица» была отмечена в 2018 году на фестивале в Монреале и победила на Московском международном кинофестивале (ММКФ) и Asian World Film Festival. Комедийная драма «Надо мною солнце не садится» о молодом видеоблогере и его соседе-старике получила в 2019−2020 годах призы зрительских симпатий на ММКФ и фестивале в немецком Котбусе, и стала лучшим фильмом фестиваля Nuuk в Гренландии. По словам продюсера Сарданы Саввиной, в 2017 году фестиваль в южнокорейском Пусане показал сразу 12 республиканских лент, сделав исключение в регламенте для Якутии: обычно такую спецпрограмму здесь составляют из картин целых стран, а не отдельных регионов.

От энтузиазма к фестивалям

По словам Сарданы Саввиной, современное кинопроизводство начиналось в республике «на голом энтузиазме, кино делали на коленке». «Первый фильм в 2006 году мы снимали с одной лампой и малярной удочкой», — вспоминает гендиректор государственной национальной кинокомпании «Сахафильм» Дмитрий Шадрин. Картины снимались «на простые камеры и показывались на простых проекторах», а киношники «сами делали приспособления для съемок», говорит и гендиректор «Якутской республиканской киносети» Петр Чиряев. Первый толчок индустрии, по словам Саввиной, дали кинотеатры, решившие в 2000-х годах прокатывать местные ленты «на свой страх и риск». «Зритель увидел постер на якутском языке и пошел в кино», — говорит продюсер. «Начало якутского феномена было заложено в том, что фильм говорит на родном языке», — согласен глава Минкультуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) Юрий Куприянов. «Незамысловатые, но с интересным сюжетом фильмы начали собирать кассу», — добавляет Петр Чиряев.

Дальнейшее развитие отрасли Юрий Куприянов связывает с притоком в республику кадров, получивших образование во ВГИКе и других профильных вузах. «Появились специалисты, предложившие интересную структуру фильмов, которая выстроилась в схему фестивального кино», — рассуждает министр. По словам Сарданы Саввиной, со временем стали расти запросы публики и «количество фильмов переросло в качество». Переломным продюсер считает 2017 год, когда якутские картины стали выходить на международные фестивали. В съемках киношникам помогла и база «Сахафильма»: по словам Дмитрия Шадрина, с помощью ее техники и сейчас выпускается до 90% якутских картин, в том числе всех призеров фестивалей.

Петр Чиряев из «Якутской республиканской киносети» говорит, что посещаемость кино на душу населения в республике «гораздо выше других регионов». «Это несомненно связано с популярностью местного кинематографа», — рассуждает Чиряев, приводя данные об 1,8 млн зрителей в кинотеатрах в 2019 году. Растет и киносеть: если в 2010 году в республике было четыре кинотеатра (на семь кинозалов), то в 2020 году работало уже 40 площадок (на 50 кинозалов) с оборудованием в цифровом DCP-формате. «Расширение сети дает рост посещаемости в том числе якутского кино», — подчеркивает Чиряев. В Минкультуры и духовного развития Республики Саха (Якутия) приводят данные, что в 2019 году местные картины посмотрели 350 тыс. зрителей. По словам Юрия Куприянова, республика, в которой живет менее 1 млн жителей, попала в лидеры нацпроекта «Культура» по доле российского кино в прокате за счет большого числа якутских лент.

Интерес к якутскому кино Сардана Саввина связывает с его «определенным почерком». «В нашей ментальности есть четкая взаимосвязь человека с природой. Природа — фактически божество. Мифология и легенды отражаются в кино. Корейцы на фестивале в Пусане сказали, что нашли в наших лентах параллели с ментальностью Северной Азии», — рассуждает она. Петр Чиряев связывает феномен якутского кино с «талантом населения». «Издревле приспособится к суровым условиям жизни мог только креативно мыслящий человек», — уверен он. «С октября по апрель — зима. Не будешь двигаться — умрешь с холода. Сами про себя снимаем, с иронией показываем, сами смотрим», — шутит Дмитрий Шадрин о причинах развития местного кинорынка.

Северные традиции инвестиций

В Минкультуры связывают взлет якутского проката и с частными вложениями в отрасль. «Это стало прибыльным бизнесом», — рассуждает Юрий Куприянов, вспоминая о распространенной практике, когда трое предпринимателей «скидывались по 500 тыс. руб. на фильм и возвращали по миллиону». Сардана Саввина говорит, что бюджеты картин поначалу составляли 200−500 тыс. руб., и средства на них стали, например, выделять магазины и строительные компании, получая взамен продакт-плейсмент в кинолентах. Так, главный герой детектива «Мой убийца» (фильм был номинирован в 2016 году на премию «Золотой глобус») передвигался на внедорожнике УАЗ местного автодилера, заезжая на АЗС якутской сети.

Рекламодатели часто появляются прямо во время съемок, и режиссерам приходится корректировать сценарий, вспоминала продюсер «Моего убийцы» Марианна Скрыбыкина. Впрочем, Дмитрий Шадрин из «Сахафильма» киноиндустрию полноценным бизнесом не считает. «Честно говоря, мы просто любим снимать, это искусство. Вот в чем секрет», — говорит он.

Сардана Саввина признается, что после экономических кризисов 2008 и 2014 годов мелкий бизнес спонсирует якутские картины с неохотой, а бюджет фильмов тем временем растет. По словам продюсера, сейчас недорогой считается снятая за 3 млн руб. картина, 5−10 млн руб. — «хороший бюджет», а картина с «амбициями выйти за пределы республики» требует 15−25 млн. руб. вложений. Но средства начали выделять власти и крупные предприниматели. Так, бизнесмен Арсен Томский в 2019 году создал фонд поддержки местного кино «Синет Сахавуд» и уже дважды распределил гранты на 5 млн руб.: часть средств пошла, например, на съемки драмы «Пугало», взявшей в 2020 году гран-при «Кинотавра». В «Якутской республиканской киносети» дают понять, что власти ранее ограничивались «небольшой поддержкой частных студий и высокобюджетными госзаказами» (например, исторической картины «Тыгын Дархан» с бюджетом в 255 млн руб. и десятитысячной массовкой).

Сардана Саввина называет переломным моментом для отрасли назначение Айсена Николаева главой Республики Саха (Якутия) в 2018 году: с его подачи республиканский кинобизнес объявили креативной индустрией, уточняет продюсер. Юрий Куприянов рассказывает, что первые сравнительно крупные по местным меркам средства в 5 млн руб. якутские власти направили на поддержку местного кинопроизводства в 2017 году, но после прихода Айсена Николаева сумма была увеличена до 8 млн руб. В 2020 году бюджет господдержки вырос до 20 млн руб., и власти решили распределить его на питчинге (конкурсе презентаций кинопроектов).

В республиканском Минкультуры пояснили, что готовы поддержать съемки анимационных, исторических, документальных лент и фильмов по произведениям классиков якутской литературы. По словам Юрия Куприянова, на питчинг поступили семь заявок; его итоги чиновники собираются подвести в декабре 2020 года, а в следующем году провести такой же конкурс «с еще большим размахом».