Практика , Весь мир ,  
0 

Уголь идет с Севера

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Якутия демонстрирует самые высокие в России темпы развития угольной промышленности.

Республика Саха (Якутия), на долю которой, по данным республиканского правительства, приходится 40% запасов угля на Дальнем Востоке, собирается стать одним из основных угледобывающих регионов России. В ближайшие три года в регионе должна вдвое вырасти добыча угля — с 34–35 млн т в этом году до 80 млн т в 2024-м, прогнозируют в правительстве республики. «Богатейшие запасы угля — одно из природных богатств нашей республики. Угледобывающая промышленность Якутии относится к традиционным и старейшим отраслям экономики региона. Сегодня она находится на стадии впечатляющего роста», — рассказывает РБК+ глава республики Саха (Якутия) Айсен Николаев.

Еще с нулевых годов основным драйвером увеличения добычи угля в России был экспорт — он рос быстрее внутреннего потребления. Самыми перспективными являются азиатские рынки, все более значимые для российской внешней торговли. Это объясняется и хорошей экономической динамикой многих стран Азии, и геополитической ситуацией, вызвавшей поворот России на Восток.

Уголь вместе с «зелеными» 

В доковидном 2019 году поставки угля из России в страны АТР превысили 100 млн т, а к 2035 году, по прогнозу курирующего ТЭК вице-премьера Александра Новака, они должны вырасти в 2,5 раза.

Основные партнеры в регионе — Китай, Южная Корея и Япония — активно внедряют возобновляемые источники энергии (ВИЭ), инвестируют в развитие водородной энергетики и другие «зеленые» технологии. Однако окно возможностей для угля еще далеко не закрыто. «Китай стремится довести выбросы углерода до пика к 2030 году и снизить их до нуля к 2060-му», — объясняет член экспертного совета Института развития технологий ТЭК Алексей Жура. При этом в угольной энергетике технологии тоже развиваются — например, если повысить эффективность сжигания угля, его нужно будет меньше, а значит, и вредные выбросы сократятся. «Азиатские страны будут идти по пути постепенного закрытия неэффективных угольных ТЭС, но с разной скоростью. Одновременно ряд стран, в частности Индия, Вьетнам и Китай, собираются вводить новые мощности, работающие на принципах HELE (High efficiency, low emissions. — РБК+), предполагающих высокую эффективность и низкую эмиссию. Китай, например, планирует ввести более 100 ГВт мощностей новых угольных ТЭС», — рассказывает Алексей Жура.

Спрос на электроэнергию в Китае растет быстрее, чем генерирующие мощности, указывает старший аналитик компании Refinitiv Алексей Ярковой. По словам эксперта, «многие провинции Китая испытывают дефицит поставок энергии от ГЭС из-за низких уровней водохранилищ, поэтому они вынуждены замещать поставки угольной генерацией».

«Альтернативные источники остаются пока на втором плане из-за технологических ограничений, изменения интенсивности ветра или солнечного излучения не позволяют обеспечить стабильные поставки энергии», — подчеркивает Алексей Ярковой.

Так что пока уголь востребован как топливо, и отказ от него — не вопрос ближайших 10–15 лет. То, что в более отдаленной перспективе такой риск существует, скорее служит, по мнению аналитика, аргументом в пользу того, чтобы как можно скорее вывести на рынок еще не «распакованные» богатства недр.

Для энергетики и металлургии 

Сейчас Якутия наиболее динамично развивающийся угольный регион России. В целом по стране, по данным Центрального диспетчерского управления ТЭК, добыча угля выросла в первом полугодии 2021 года на 8,5%, а в Якутии, как сообщает местное Министерство промышленности и геологии, рост составил 65%.

«В Якутии реализуется несколько ключевых проектов программы развития угольной промышленности России до 2035 года. Среди них — развитие Эльгинского угольного комплекса, а также проекты группы компаний «Колмар», — говорит Айсен Николаев. Компания «Эльгауголь», работающая на крупнейшем в Южной Якутии Эльгинском месторождении коксующегося угля, за первое полугодие 2021 года нарастила добычу на 300% по сравнению с тем же периодом 2020 года — до 7,5 млн т. К концу года объем отгрузок на Эльге должен достичь 18 млн т, а к 2023 году — 33 млн т.

Коксующийся уголь является топливом для растущей сейчас в азиатских странах металлургии. В Китае, по данным официальной статистики, производство стали в первом полугодии 2021 года выросло на 8%, еще заметнее рост в Индии (13,3%) и Японии (32,5%). В этом году хорошие результаты объясняются восстановлением экономики после пандемии, но и до нее урбанизация и рост уровня жизни в странах Азии были одним из основных факторов роста спроса на металлы.

«Географическое положение Эльгинского месторождения предопределяет основное направление поставок угля — экспорт в страны АТР, — объясняет генеральный директор ООО «Эльгауголь» Александр Исаев. — У нас уже наладились прочные связи с крупнейшими потребителям, наш уголь находит все более широкий отклик среди ведущих китайских металлургических компаний». На китайском рынке якутский уголь может уверенно конкурировать с углем из Австралии — традиционного для Китая поставщика. «Эльгинский уголь по качеству сравним с продукцией таких известных австралийских месторождений, как Гунилла, Гордстон и Грегори, а где-то и превосходит их», — говорит Александр Исаев.

Группа компаний «Колмар» в сентябре 2020 года запустила первую очередь обогатительной фабрики «Инаглинская-2». В перспективе, после запуска второй очереди мощность фабрики достигнет 12 млн т угля в год. Горно-обогатительный комплекс (ГОК) «Инаглинский» объединяет предприятия по добыче и обогащению угля, в него входят месторождения с общими запасами 764 млн т. «Инаглинский» входит в ТОР «Южная Якутия» и имеет статус приоритетного проекта развития Дальнего Востока. С помощью государства здесь строятся подъездные железнодорожные пути к месторождениям и объекты энергоснабжения. «Реализуемые инвестиционные проекты являются хорошим примером государственно-частного партнерства, где бизнес основные усилия сосредоточивает на развитии производства, а государство — на решении административных проблем и общей инфраструктуре» — говорится в презентации, с которой председатель совета директоров АО «Колмар Груп» Анна Цивилева выступила на Восточном экономическом форуме.

Вместе с морским угольным терминалом в Хабаровском крае предприятия ГОК образуют единый комплекс, объединяющий добычу, переработку и транспортировку угля для дальнейшего экспорта в страны АТР.

Модернизация Транссиба и БАМа 

Наличие инфраструктуры — ключевой фактор для реализации всех планов по добыче и экспорту. До сих пор пропускная способность железных дорог, соединяющих месторождения с портами на тихоокеанском побережье, отставала от темпов роста угольной промышленности в Якутии. Прежде всего это касается БАМа — на большей части своего протяжения это одноколейная магистраль. «Расширение транспортно-логических возможностей позволит значительно увеличить экспортные поставки якутского угля в страны АТР, — объясняет глава республики. — В марте я поднимал вопрос о расширении восточного участка БАМа на совещании под руководством президента страны. В июне глава государства подписал указ о создании комиссии по вопросам развития железнодорожной инфраструктуры Сибири и Дальнего Востока, которую возглавил вице-премьер Марат Хуснуллин. А уже 12 августа министр обороны Сергей Шойгу дал старт работе военных железнодорожников по началу реконструкции этой ветки, которая открывает колоссальные перспективы для угледобывающей отрасли нашей республики и страны в целом».

Как следует из утвержденной правительством программы модернизации Транссиба и БАМа, к 2024 году пропускная способность этих магистралей должна вырасти в полтора раза — до 180 млн т. Значительную часть грузопотока составит уголь из Якутии и других угледобывающих регионов.

Для Якутии уголь становится еще и важным социально-экономическим фактором. «К 2024 году численность занятых в угольной отрасли вырастет вдвое — до 21 тыс. человек, а налоговые поступления увеличатся в шесть раз, до 40 млрд руб.», — рассказывает Айсен Николаев. Это весомая прибавка к бюджету республики, доходы которого, по прогнозу республиканского правительства, в 2021 году должны составить 260 млрд руб.

Решения Как обустроить Арктику
Содержание
Закрыть