Впервые о якутском кино заговорили десять лет назад, тогда появились определения «якутское чудо», «якутский кинобум», вспоминает директор Якутского международного кинофестиваля (ЯМКФ) Ирина Энгелис. Предпосылки для развития «Сахавуда» появились раньше, замечает она, — в 1990 году, когда появилась киностудия «Северфильм», позже реорганизованная в национальную кинокомпанию «Сахафильм». С начала нулевых годов съемки шли беспрерывно. За это время возникли новые имена, новые независимые кинокомпании. Якутское кино заметно выросло, «нарастило массу» и стало уверенно заявлять о себе на мировых фестивальных площадках».
В 2013 году стартовал первый Якутский международный кинофестиваль. В 2022 году республика отметит столетие образования Якутской АССР, и к этому событию будет приурочен уже седьмой ЯИКФ.
Съемки по своим правилам
«Якутское кино разножанровое и самобытное, почти во всех фильмах прослеживается тема традиционной культуры, метафоричность образов, тесная взаимосвязь человека с природой и диалог между поколениями», — рассуждает Энгелис.
При этом якутское кино снимается практически вне законов мирового кино, отмечает руководитель АНО «Якутская республиканская киносеть» Петр Чиряев: «Если бы мы снимали фильмы, как учат в мире — с составлением всех смет, с соблюдением всех правил, навряд ли бы возникло понятие «феномен якутского кино».
Местные фильмы часто дешевы в производстве, продолжает он: бюджет может составлять 3–5 млн руб. и даже меньше. В фильмах, как правило, задействованы артисты из якутских театров и местные киноактеры. Впрочем, создаются уже и кинокартины с бюджетом и в несколько десятков миллионов рублей. Они ориентированы на прокат за пределами региона и страны. Для участия в них, по словам Петра Чиряева, помимо собственных актеров приглашают актеров и из других регионов.
«Малобюджетность — ситуация временная, — уверен режиссер Дмитрий Давыдов. — Все идет к тому, что якутское кино будет становиться дороже в производстве, будет жанровое разнообразие, а постпродакшн начнет уводиться за пределы республики. Появится много новых картин, их масштаб будет расти».
Каждый продюсер, работающий в Якутии, мечтает выйти за пределы республики, получить возможность широкого проката по всей стране, согласна руководитель кинокомпании «Сахафильм» Сардана Саввина. По ее словам, окупить потраченные деньги и немного выйти в плюс позволяет продажа прав на фильмы в зарубежные страны, причем у некоторых продюсеров уже есть подобный опыт: они работают с разными агентами, продают права в том числе на онлайн-платформах.
Удорожание процесса съемки становится повсеместной темой, продолжает Саввина: «Собрать, окупить фильм кассовыми сборами в якутском сегменте сейчас непросто».
Поддержка правительства
На поддержку якутского кинопроизводства из республиканского бюджета выделяют до 80 млн руб. каждый год. «Это средства, которые глава республики поручил министерству культуры и духовного развития Республики Саха выделять дополнительно на развитие кино с 2020 года, — отмечает Чиряев. — Ранее не было отдельного распорядительного документа, не было системности. Из этих 80 млн руб. в 2020 году среди частных студий на конкурсной основе было распределено 20 млн руб., а в 2021-м — 35 млн руб. Выход поддержанных государством картин ожидаем с 2022 года».
«Мы надеемся, что с 2022 года суммы господдержки будут расти», — говорит Саввина. По ее словам, правительство многое делает уже сейчас. Так, в Якутии планируют разработать республиканский закон о государственной поддержке кинематографии. Документ появится после принятия министерством культуры и духовного развития концепции развития якутского кино.
«На бюджетные средства содержится государственное предприятие «Сахафильм», работает Национальный центр аудиовизуального наследия Республики Саха, есть муниципальные кинотеатры, строятся новые дома культуры с кинозалами», — перечисляет Чиряев.
Выйти за пределы республики
В среднем в прокат выходит от шести до десяти якутских фильмов в год, говорит Чиряев. Не остановила кинематографистов даже пандемия коронавируса, отмечает он: в 2019 году якутские фильмы собрали в прокате 44 млн руб., а в 2021 году — более 60 млн руб. Из двенадцати вышедших в 2021 году якутских фильмов в топе самых кассовых оказались: комедия «Агент Мамбо. Truepac Алексея Амбросьева-младшего (11,7 млн руб.), драма «Пугало» Дмитрия Давыдова (11,5 млн руб.) и фильм ужасов «Иччи» Костаса Марсаана (7 млн руб.). «Это данные кинотеатрального проката, без учета просмотров на официальных стриминговых сервисах», — отмечает Чиряев.
В ноябре 2021 года во всероссийский прокат вышел также исторический фильм-эпос «Тыгын Дархан» режиссера Никиты Аржакова. Картина была удостоена гран-при ХIV Всероссийского фестиваля исторических фильмов «Вече» в Великом Новгороде, ей также присудили главный приз основного жюри международного кинофестиваля SIFFA и кинопремию «Ирида» в Сочи.
В московском кинотеатре «Пионер» в 2021 году прошел фестиваль якутского кино, а затем Дни якутского кино в нескольких российских регионах — в Сибири, на Дальнем Востоке, в Республике Татарстан. Через несколько месяцев после этого еще в одном московском кинотеатре — «Иллюзион» — прошла большая ретроспектива якутского кино. Программа включала 15 полнометражных фильмов — победителей фестивалей и хиты проката, авторское кино, комедии и хорроры.
«Несмотря на уже имеющиеся у якутского кино достижения, нам не стоит почивать на лаврах, надо продолжать развиваться, — отметил глава региона Айсен Николаев. — Да, словосочетание «феномен якутского кино» известно уже по всей России. Но этот статус необходимо поддерживать, что в республике и происходит».
По мнению Дмитрия Давыдова, перспективы у якутского кино хорошие: помимо того, что с работами кинематографистов все ближе знакомятся зрители из разных регионов, местные кинематографисты с этого года активно приглашают актеров из Москвы и уже снимают фильмы за пределами не только республики, но и страны. «Все понимают, что якутскому кинематографу внутри региона становится тесно», — резюмирует он.