Франшизы снижают порог входа
Материалы выпуска
Франшизы снижают порог входа Рынок «За рынком FoodTech — будущее» Инструменты «От того, как курьер выглядит и общается, зависит очень многое» Рынок «Кириллическое название пришлось детской обуви впору» Компетенция «По франшизе можно открыть магазин нижнего белья без опыта в отрасли» Компетенция Покупка франшизы требует внимания к деталям Инструменты
Рынок
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Франшизы снижают порог входа

Инвесторы в условиях коронакризиса предпочитают вкладывать в недорогие бизнес-проекты.
Фото: РИА Новости

Франчайзинг имеет все шансы стать спасательным кругом для российского малого и среднего бизнеса, полагают в Российской ассоциации франчайзинга (РАФ). Количество объектов, открытых по франшизе, несмотря на коронакризис, в прошлом году выросло на 8% (до 75 тыс.), согласно статистике РАФ.

В целом к августу прошлого года, по данным аналитической службы международной аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza, в стране прекратили работу более 1 млн микро-, малых и средних предприятий, почти каждый пятый бизнес в секторе МСП. Предприниматели, в том числе владельцы неудачных стартапов, ищут возможности для переформатирования бизнеса, говорит исполнительный вице-президент РАФ Юрий Михайличенко.

Основатель сайта франшиз Businessmens.ru Юрий Богомолов связывает более чем двукратный рост посещаемости ресурса в 2020 году с тем, что предприниматели рассматривают франшизу как наиболее безопасный способ начать свой бизнес.

Франчайзинговая бизнес-модель, как и в предыдущие кризисы, дает бизнесу больше устойчивости и может стать одним из драйверов роста деловой активности и генератором рабочих мест, говорится в исследовании американской FRANdata «Экономические перспективы франчайзинга 2021», выполненном по заказу Международной ассоциации франчайзинга .

Например в США, где сосредоточено порядка 80% всего мирового объема рынка франшиз и где из-за локдауна в 2020 году было закрыто 20 тыс. франчайзинговых точек (работу потеряли 900 тыс. человек), 7,5 млн занятых в сегменте сохранили рабочие места. Вклад франчайзинговых предприятий в экономику страны составил $670 млрд, а доля сегмента в ВВП осталась на уровне 3%, по данным FRANdata.

Фактор роста

В России вклад франчайзинговых предприятий в экономику страны оценивается в 2,1 трлн руб., или 2% от ВВП, по данным РАФ. Количество работников, занятых во франчайзинговом бизнесе в России, достигает 1,4 млн человек (1,9% общего числа занятых россиян, согласно данным Росстата на февраль 2021 года).

В целом владельцы франшиз и их франчайзи в России смогли быстро адаптироваться под изменения рынка, отмечают в РАФ. В то время как самостоятельный бизнес вынужден был искать варианты решения проблем в одиночку, франчайзинговая модель позволила предпринимателям справляться коллективными усилиями, отмечает заместитель директора РАФ Сергей Рак. Опытные российские франшизы, по его словам, профессионально повели себя во время кризиса, сумели помочь партнерам и расширили свое присутствие на рынке, заняв новые ниши.

Например, сеть детских центров по обучению иностранным языкам «Полиглотики» во время коронакризиса довольно быстро внедрила интернет-решения и распространила эту практику по своим франчайзи, отмечают в РАФ: «Это позволило компании не просто выжить, но закрепить свои позиции на изменившемся рынке образования».

По данным РАФ, рос спрос на франшизы курьерской доставки (например, СДЭК увеличил сеть на 50%, до 3 тыс. точек), магазинов у дома («Фасоль» +20%, до 1,8 тыс.), аптек и дистанционного образования.

Количество заявок на франшизы ресторанов из-за коронавирусных ограничений в стране сократилось на 60%, офлайн-развлечений — на 65%, фитнес-центров — на 80%, турфирм — почти на 90%, согласно данным каталога франшиз Businessmens.ru. На этих наиболее пострадавших рынках спрос на франшизы начал постепенно восстанавливаться осенью прошлого года, но он по-прежнему серьезно отстает от докризисных показателей, говорит Юрий Богомолов.

По мере постепенной адаптации общества к пандемии и снятия строгих ограничений интерес инвесторов вернется, в том числе, к пострадавшим отраслям. В каталоге франшиз «Сбера» за последние полгода общее количество заявок выросло более чем в пять раз. При этом в лидерах по количеству запросов уже не только франшизы медицинских лабораторий и предприятий быстрого питания, но и парикмахерских, салонов красоты, сервисных центров, отмечает директор дивизиона «Малый и микробизнес» Сбербанка Алексей Шашкин.

Согласно прогнозам РАФ, рынок франчайзинга по итогам 2021 года вырастет на 20–25%. Драйверами рынка станут предприятия, связанные с интернет-сервисами, дистанционными услугами и доставкой.

Новые тренды

Инвесторы готовы вкладывать в рисковые активы и развивать бизнес, но рассчитывают на небольшие стартовые вложения, отмечает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В 2020 году, по его данным, почти на 15% вырос спрос на франшизы стоимостью до 1 млн руб. На втором месте по популярности — проекты с вложениями до 3 млн руб.

Франчайзинговые проекты продолжат сжиматься в объемах инвестиций, прогнозирует Юрий Богомолов: «Если до сих пор относительно недорогой франшизой считался проект стоимостью около 1,5 млн руб., то в ближайшем будущем популярность будут набирать проекты стоимостью от 350 тыс.». В этой связи, по его словам, растет спрос на франшизы, например, инстаграм-магазинов и вендинговых автоматов.

Чуть ли ни самым востребованным в период пандемии стало относительно малозатратное открытие в регионах пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Например, владельцы офлайн-магазинов непродовольственного ретейла активно перепрофилировали помещения под пункты выдачи, говорит руководитель направления развития франчайзинга Ozon Алексей Лоборев. Инвестиции в открытие такой точки начинаются от 150–200 тыс. руб., говорят в Ozon. 80% из 4,5 тыс. ПВЗ компании открыты по франшизе.

При этом даже снятие ограничений на работу традиционного ретейла не снизило трафик в ПВЗ, отмечает Алексей Лоборев: «Онлайн-шопинг становится привычкой россиян, и потребность в пунктах выдачи продолжает расти».

Многие владельцы действующих крупных франшиз тоже уже пересмотрели свои концепции и предлагают более бюджетные варианты развития бизнеса по договору концессии, отмечает управляющий директор ИК «Универ Капитал» Артем Лютик.