— Прошедший год стал непростым для бизнеса из-за пандемии. Каким он стал для индустриальных парков?
— Промпредприятия — резиденты парков в пандемию столкнулись с закрытием внешних рынков и карантинными ограничениями в регионах. По поручению главы Минпромторга Дениса Мантурова мы рекомендовали регионам предоставить управляющим компаниям парков и их резидентам льготные займы и обеспечить сотрудникам беспрепятственную работу с соблюдением санитарных требований. Большинство регионов согласилось с этим. Кроме того, многие регионы по просьбе Минпромторга перенесли на год сроки достижения парками и их резидентами целевых показателей развития. Достижение таких показателей приводит к получению компаниями от государства налоговых и денежных преференций в обмен на обязательство, например, создать определенное число рабочих мест.
Профиль резидентов парков в России разный. Например, автомобильному кластеру под Калугой пришлось тяжело. Но есть парки, где резиденты выпускают средства индивидуальной защиты, — для них это был расцвет, там работали круглосуточно. Общая отраслевая статистика говорит, что в 258 индустриальных парков в РФ в 2020 году пришли 807 новых компаний, создавших около 9 тыс. рабочих мест. Привлечено более 180 млрд руб. инвестиций. Инвестиции за год снизились на 16% в сравнении с 2019 годом. Но с учетом пандемии считаем эти показатели вполне приемлемыми.
— Господдержкой год назад пользовались около трети индустриальных парков в РФ. Как работают эти программы?
— На федеральном уровне парки поддерживаются Минпромторгом и Минэкономразвития РФ. Текущая программа Минэкономразвития направлена преимущественно на поддержку проектов в регионах с низким уровнем социально-экономического развития. Программы Минпромторга действуют для всей страны. Традиционно речь идет о двух мерах господдержки парков — субсидировании процентной ставки на весь срок кредита и возмещении регионам затрат, которые они понесли на создание инфраструктуры парков. Скажем, потратил регион 1 млрд руб., в парк пришли резиденты-промпредприятия, начали производить продукцию, платить налог на прибыль, НДС, таможенные пошлины — мы эти налоги и пошлины возмещаем региону, стимулируя его привлекать качественных резидентов. Два механизма дополняют друг друга: первый действует на инвестиционном этапе, а модель с возмещением затрат — на постинвестиционном.
Всего с 2014 года ставки по кредитам были субсидированы для 14 управляющих компаний индустриальных парков на общую сумму 1,3 млрд руб. Что касается другого механизма, то в 2014–2020 годах Минпромторг возместил расходы в 15 млрд руб. десяти субъектам федерации на создание 14 индустриальных парков.
Идет работа по обновлению и продлению срока действия постановления правительства РФ № 831. Ранее этот документ затрагивал субсидирование ставок по кредитам, полученным в 2013–2016 годах, но теперь механизм планируется распространить на кредиты управляющих компаний парков в 2020–2022 годах. Причем субсидирование процентной ставки будет осуществляться вплоть до завершения строительства парков (но не позднее 2030 года включительно). На эту программу у нас заложено более 800 млн руб. на 2021–2023 годы. Отбор заявок на новые субсидии планируется проводить в третьем квартале 2021 года. Второй механизм, предусматривающий возмещение затрат регионам (постановление № 1119), предполагает выделение в 2021–2023 годах 24 млрд руб. В общем, парки и регионы научились работать с этими программами, и мы продолжим их реализацию.
— Какие регионы пользуются поддержкой наиболее активно?
— Мы вообще видим диспропорцию в развитии индустриальных парков. По сути, из 258 парков почти 70% находятся на территории двух федеральных округов — Центрального и Приволжского. Понятно, с чем это связано: в этих округах проживает большое количество людей, Москва близко, а у жителей столицы и Подмосковья достаточно высокие доходы. Так, по числу парков по итогам 2020 года лидируют Московская область (40 территорий), Татарстан (23), Башкортостан (12), Ленинградская (11) и Калужская (10) области.
Как следствие, сложилась диспропорция в размещении площадок. При этом в десятке небогатых регионов с низким уровнем социально-экономического развития (например, в Чувашии, Тыве, Марий Эле, Пскове и др.) создано всего 2% парков от общего числа по стране. В 321 моногороде — около 10% парков. В геостратегических территориях (на Дальнем Востоке, в Арктической зоне, на Северном Кавказе и Крыму) создано 17% парков от общего числа.
Чтобы избавиться от диспропорции, прорабатываем расширение сроков возмещения затрат регионам по постановлению № 1119 — с пяти до 15 лет. Это делается потому, что не все субъекты РФ успевают за пятилетку закончить инвестиционный цикл, заполнить площадку резидентами и компенсировать затраты в объеме поступающих налогов от предприятий в федеральный бюджет. Кроме того, по поручению председателя правительства РФ отрабатываем новый механизм поддержки частных инфраструктурных проектов, который будет работать для геостратегических территорий, регионов с низким уровнем социально-экономического развития и моногородов. Речь о частных компаниях, которые желают создать индустриальный парк (промтехнопарк) с нуля или путем модернизации производственных помещений. Минпромторг сможет поддержать такие проекты путем возмещения части затрат управляющей компании — в объеме поступающих в федеральный бюджет налогов и таможенных пошлин от резидентов. Отличие в том, что по действующему механизму (постановление № 1119) предполагаются траты региона на инфраструктуру парка (которые ему потом возмещаются), но в упомянутых субъектах федерации бюджеты крайне дефицитны, и у них такой возможности зачастую нет. Поэтому текущим механизмом возврата затрат они не пользуются, и мы ведем разработку нового, который позволит, например, привлекать успешные управленческие команды парков из других регионов России. Плюс ожидаем, что данный механизм окажет стимулирующий эффект на собственников предприятий, имеющих невостребованную часть помещений и территории.
Часто бывает, что на заводе площадью 150 тыс. кв. м используется только треть площади. Фактически мы говорим частникам: вкладывайте в инфраструктуру, привлекайте бизнес — и федеральные налоги и пошлины, которые будут платить резиденты, государство будет возвращать для покрытия затрат на создание парка.
— Насколько это поможет развитию парков в небогатых областях?
— Со всеми регионами мы провели консультации и поняли, что мера будет востребована. Она даст возможность градообразующим предприятиям в моногородах использовать простаивающие помещения. Их владельцы сейчас и так платят за содержание таких помещений, по сути пассивов, скажем, налог на землю или на имущество. Инициатива о введении подобной меры принадлежала регионам.
— Как еще будут переформатированы программы господдержки индустриальных парков?
— Мы расширяем понятийный аппарат парков, предлагая включить туда новые виды территорий. Сейчас, чтобы получить федеральные или региональные меры поддержки, нужно соответствовать федеральным требованиям и сначала войти в реестр Минпромторга. Мы разработали поправки, сокращающие сроки проведения данных процедур. Согласование будет переведено в электронный вид, значительная часть информации запрошена по межведомственному документообороту специалистами Минпромторга, например в ФНС и Росреестре.
Сами требования к индустриальным паркам также будут расширены, в них будет предусмотрена новая разновидность парка — агропромышленный парк, который сможет работать не только на промышленных землях, но и сельскохозяйственных, а также размещать на своей территории предприятия пищевой промышленности. Это важно для южных субъектов РФ и Черноземья, и этот подход был поддержан Минсельхозом России.
— Насколько вырастет роль Минпромторга в процессе переформатирования госпрограмм? Получит ли ведомство дополнительные функции курирования парков?
— Забегать вперед не будем, но есть поручение президента РФ Минпромторгу, Минэку и Минфину о том, чтобы провести работу и унифицировать понятия, относящиеся к промышленной инфраструктуре. Сейчас в этой сфере слишком разнится терминология, и зачастую бизнесу тяжело в ней разобраться. Такую работу мы совместно провели. Проверку провела также и Счетная палата, высказав мнение, что Минпромторг может претендовать на роль координатора создания и развития индустриальных парков и промышленных технопарков.
Главным результатом должно стать уменьшение количества бюрократических барьеров для бизнеса в получении поддержки. Распоряжением правительства РФ Минпромторг назначен ответственным за мониторинг статистики деятельности парков (до 2021 года единой статистики по ним не существовало). Первые результаты мониторинга размещены в апреле на сайте Росстата.