Почти две трети из 424 университетов в 109 странах мира во время пандемии перешли на дистанционное обучение, приводит результаты исследования Международная ассоциация университетов (IAU) в отчете за 2020 год. Большинство учебных заведений столкнулись с проблемами доступа к технической инфраструктуре и нехваткой компетенций у преподавателей для работы онлайн. При этом вынужденный переход на удаленку открывает новые возможности для развития более гибких форм обучения, позволяет апробировать гибридное обучение, говорится в отчете IAU.
В России связанные с пандемией ограничения запустили, по сути, новую реформу системы высшего образования. Причем изменения затронут как технологии обучения, так и содержание образовательных программ.
По итогам коронакризиса в образовании традиционную систему неизбежно ждут изменения, отметил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков в апреле этого года в интервью телеканалу РБК. Обеспечить дистанционное образование на 100% оказалось невозможно, отметил он: «У нас нет достаточного количества контента в интернете. Оказалось, что многие преподаватели не умеют так работать, да и студентам это тяжело».
По данным Минобрнауки РФ, к началу февраля 2020 года, когда ограничения стали постепенно снимать, из более 1258 вузов и филиалов 462 (или 37%) продолжали работать полностью удаленно.
Трудности перевода
Напомним, что в середине марта 2020 года из-за ухудшения эпидемиологической ситуации Минобрнауки РФ рекомендовало вузам организовать с помощью цифровых технологий обучение студентов без посещения университетов. К концу марта более 80% вузов перешли к работе в дистанционном формате, согласно данным аналитического доклада «Уроки «стресс-теста», подготовленного группой ректоров вузов по инициативе Минобрнауки РФ в июне 2020 года.
В целом российская вузовская система справилась с миграцией в онлайн, считает директор Центра трансформации образования бизнес-школы «Сколково» Ольга Назайкинская: «В отличие от некоторых стран, у нас учебный процесс не остановился». Вузы, которые еще до пандемии подбирали технические решения, усиливали инфраструктуру, готовили преподавательский состав — перешли на новый формат достаточно быстро, отмечает она.
При этом в целом только 11% вузов имели цифровую инфраструктуру, достаточную для полноценной организации обучения в онлайне и размещения контента на собственных ресурсах, ссылается на результаты прошлогоднего исследования Высшей школы экономики Сергей Быков, советник дирекции по обеспечению цифровой трансформации НИУ ВШЭ (вуз — участник «Проекта 5–100»). Каждый десятый вуз не имел даже базовой инфраструктуры для обеспечения дистанционного взаимодействия.
Даже для ведущих высших учебных заведений страны опыт вынужденного массового перехода на дистанционный формат не был безболезненным. Дистанционный формат предполагает полноценное очное образование, подчеркивает проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин: «95% занятий по дисциплинам проходят в синхронном формате — студенты и преподаватели взаимодействуют на лекциях и семинарах с помощью видеосервисов. Важным компонентом является общение вне лекций и семинаров».
Южно-Уральский государственный университет (ЮУрГУ) масштабировал на весь вуз технологий своего института открытого и дистанционного образования, рассказал директор института открытого и дистанционного образования ЮУрГУ Александр Демин. Уральский федеральный университет (УрФУ) тоже частично работал в гибридном режиме до пандемии. К настоящему моменту доля включения онлайн-курсов в основные образовательные программы составила 20%, отмечает ректор УрФУ Виктор Кокшаров. К 2024 году университет намерен довести ее до 40%.
Технически вуз был полностью готов перейти на дистанционное обучение, рассказал проректор по цифровизации Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Николай Заривной: «Однако высокое техническое оснащение не означает методической и психологической готовности, которые до сих пор остаются серьезным вызовом для всей сферы высшего образования».
Уроки кризиса
Отсутствие методических материалов и низкая цифровая грамотность педагогов стали чуть ли ни главными проблемами для дистанционной работы вузов, говорится в аналитическом докладе «Высшее образование: уроки пандемии», подготовленном коллективами 13 российских университетов при поддержке Минобрнауки РФ. Более 60% преподавателей до пандемии редко или никогда не проводили лекции и занятия в формате вебинаров, 88,2% скептически относились к формату дистанционного обучения, приводят авторы доклада результаты социологических исследований.
Мало оснастить преподавателя цифровыми инструментами, его необходимо научить и в дальнейшем сопровождать в работе с ними, говорит Александр Демин. В ЮУрГУ, например, за каждым подразделением закрепили координаторов, которые помогали решать технические вопросы.
В Дальневосточном федеральном университете отсутствие у некоторых преподавателей пользовательского опыта компенсировали цифровые волонтеры, рассказал Николай Заривной из ДВФУ (вуз — участник «Проекта 5–100»). В НИУ ВШЭ создали школу преподавательского мастерства, в которой делились опытом обучения в дистанционном формате.
В интеграции академического и исследовательского опыта преподавателей с современными технологиями и образовательными практиками в образовательном сообществе видят дополнительный ресурс для развития всей образовательной системы. Но для этого «цифровое волонтерство», формирование экосистемы интернет-сервисов методической поддержки преподавателей, мотивация педагогов и другие меры повышения цифровой грамотности тоже должны стать системными, отмечается в докладе «Высшее образование: уроки пандемии». Значительная доля профессорско-преподавательского состава по-прежнему скептически относится к качеству онлайн-образования: 87,8% утверждают, что их занятия лучше проводить в очном формате.
Новые возможности
Опыт ведущих вузов показывает, что онлайн-технологии обогащают процесс обучения. Использование кабинетов онлайн-обучения и смешанное обучение стали одним из факторов, способствующих росту успеваемости студентов в 2020/21 учебном году, считает Александр Демин (ЮУрГУ).
Полученный во время пандемии опыт вузы намерены активно внедрять в образовательный процесс и практиковать смешанный (гибридный) формат. Онлайн-формат никогда не заменит классические технологии обучения на все 100%, но мы убедились в его эффективности, например, при проведении лекционных занятий, говорит Виктор Кокшаров: «Еще одного преимущество — возможность изучения ряда дисциплин по материалам ведущих российских преподавателей и ученых».
Онлайн-технологии расширили доступ студентов к лучшим образовательным практикам, констатирует Сергей Рощин (НИУ ВШЭ). 10% учебных курсов Вышки в этом учебном году в виде онлайн-занятий идут сразу во всех четырех кампусах университета в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми. Это позволяет студентам выбрать себе научного руководителя из любого из них. В ближайшие годы долю межкампусных курсов планируется увеличить до 25%. Кроме того, онлайн-технологии позволяют приглашать «удаленных профессоров» со всего мира, отмечает проректор НИУ ВШЭ. По его словам, осенью 2020 года в вузе начали преподавать около 50 ведущих зарубежных профессоров.
Развитие онлайн-образования ужесточает конкуренцию вузов не только между собой, но и с мировыми университетами, говорит Сергей Быков. Это заставляет вузы развивать цифровую среду. Например, НИУ ВШЭ инвестирует в создание цифрового университета порядка 1,5 млрд руб. ежегодно.
Уровень цифровизации — залог выживания университета, уверен Николай Заривной. Цифровой двойник, когда все процессы — контент, сервисы, администрация продублированы в ИТ-системе вуза, позволяет, например, ДВФУ работать далеко за пределами кампуса на острове Русский.
Модель цифрового университета позволяет учитывать при разработке образовательных программ требования рынка труда и персонализировать обучение за счет внедрения индивидуальных образовательных траекторий, отмечает Виктор Кокшаров (УрФУ).
Однако далеко не все вузы страны обладают ресурсами для создания цифрового университета. Развитие межвузовского взаимодействия позволит избежать серьезного разрыва в качестве образования, добавляет он: «Наши специалисты работают с коллегами по всей стране для создания качественного образовательного контента, а также упаковки лучших практик российских вузов в универсальные методические рекомендации».
В постпандемийном мире уже нельзя обойтись без ответственной позиции студентов и индивидуальной образовательной траектории, а также без новой педагогики, резюмирует Ольга Назайкинская.