— Что такое модернизация высшего образования?
— В первую очередь модернизация предполагает переосмысление самой сути высшего образования с точки зрения запросов современного рынка труда.
Отмечу ключевые моменты, на которые должно ориентироваться высшее образование ближайшего десятилетия. Во-первых, это soft skills — так называемые мягкие навыки, необходимые любому современному человеку. Сейчас, если у тебя нет навыка максимально быстро адаптироваться к происходящим процессам или, наоборот, подстраивать процессы под собственные нужды, ты неконкурентоспособен. Второй важный фактор — практикоориентированность. Любой выпускник должен четко понимать, чем он будет заниматься по окончании вуза. Третий — ИТ-технологии. Система образования без них сегодня немыслима. Наша задача — научить студентов эффективно работать в школе цифрового века. Модернизация применительно к педагогическому образованию — это также психологическая компонента, межпредметные связи, использование новейших методик и постоянное увеличение практической работы.
— В прошлом году ГСГУ впервые вошел в топ-100 лучших вузов России по версии RAEX. Что этому способствовало?
— Ключевая причина — позитивные результаты нашей работы за последние два года. Мы старались целенаправленно привлекать абитуриентов, в том числе победителей всероссийских школьных олимпиад, в результате чего средний проходной балл повысился до 70 с небольшим. Качество абитуриентов — основа их успехов в учебе. Среди наших студентов участники престижного конкурса «Я — профессионал», более ста победителей, призеров и участников международных олимпиад и конкурсов. Одно из значимых достижений — победа студентки в международной олимпиаде по математике в Израиле.
Другой показатель — научная узнаваемость. Речь тут не только о грантах РФФИ, но и о публикациях — 23 статьи на 100 человек наших преподавателей в базах Web of Science и Scopus. В сжатые сроки в университете был создан Digital Campus — 11 специализированных цифровых кабинетов и лабораторий.
Еще один фактор — взаимодействие с работодателями. Весомая составляющая практической работы — базовые кафедры, организованные в нескольких коломенских школах, через которые в год проходит почти 250 наших студентов. В этом году рассчитываем улучшить свое положение в топ-100.
— Университет не так давно получил статус федеральной инновационной площадки. В чем инновация?
— Чтобы получить этот статус, мы представили Минобрнауки России проект билингвального образования. Он предполагает довольно необычный учебный стандарт, по которому профильные предметы изучаются сразу и на родном, и на иностранном языке. Инновационность в том, что за реализацию стандарта взялся региональный педагогический вуз. Проекту второй год, в настоящий момент мы готовим студентов, которые в нем участвуют, к открытым урокам математики на английском языке. Окружающий мир меняется очень быстро, поэтому билингвальность сейчас востребована не только в языковых предметах.
— Кто потребитель образования такого типа?
— Мы пришли к выводу, что сможем формировать спрос на билингвальное образование. Предложили первокурсникам дополнительные занятия в рамках проекта, который реализовывался на двух факультетах — математики, физики, химии, информатики и на экономическом. Большинство ребят поняли без посторонних подсказок, что билингвальный подход дает значительно большие возможности для профессиональной реализации. Параллельно поинтересовались у потенциальных работодателей, какого студента они предпочтут — владеющего иностранным языком или обычного. Вопрос оказался риторическим.
В проекте по билингвальному образованию у нас стажерами-наставниками работают студенты факультета иностранных языков. Будущие лингвисты практикуются в преподавании языка. Проводят занятия и преподаватели — носители языка, которые не покинули Россию в период пандемии. На выходе мы имеем коллаборацию науки, актуальных методик, образовательного межфакультетского процесса; взаимодействуем с работодателями, учителями, директорами школ. Промежуточные результаты отчетливо видны в ходе тестирований студентов. В прошлом году провели международное тестирование всех участников проекта на площадке Cambridge Assessment. Сдали абсолютно все, причем некоторые участники достигли уровней с B1 по C2, а это хорошие показатели.
— В следующем учебном году ГСГУ планирует развивать новые направления обучения. В чем необходимость?
— Сейчас выживают те, кто готов быстро меняться. Отчасти поэтому мы вводим сразу восемь новых профилей бакалавриата и магистратуры.
«Математика и английский» — один из новых профилей. Почему такое сочетание? Есть международная методика оценки уровня знаний и навыков школьников возраста 15 лет PISA (Programme for International Student Assessment). Россия стремится получить признание на международном уровне по самым различным компетенциям. Как правило, международные тестирования проводят на английском языке, поэтому будущий учитель должен уметь преподавать математику как на русском, так и на английском языке. Мы столкнулись с тем, что наши учителя, наши выпускники до недавнего времени не всегда могли адекватно работать с тестами PISA из-за непривычной нам методики. Те педагоги, кто вник в нее, обычно имеют лучшие результаты.
Не стоит отдельно объяснять необходимость появления бакалавриата по китайскому языку: здесь и экономика, и торговля, и технологии, и культура. В этом году планируем открыть очную группу «Английский + китайский». У ГСГУ есть договор о сотрудничестве с рядом китайских вузов, к примеру, Харбинским педагогическим университетом. Для наших студентов это возможность изучать китайский непосредственно с носителями языка: преподавателями из Китая, которые будут работать в Коломне. Языковая практика планируется и во время стажировок в вузы-партнеры, куда регулярно будут отправляться наши студенты.
Особый акцент мы делаем на физическую культуру. Сейчас далеко не все 100% учеников полностью здоровы, много детей с различными отклонениями. Мы видим необходимость открыть новый профиль, нацеленный на адаптивное физическое воспитание, который в текущем году реализуем как стартовый проект на внебюджетной основе.
Также набираем профиль «Физика, астрономия», поскольку этот предмет вернулся в среднюю школу. Те, кто когда-то его преподавал, уже не всегда владеют современными техническими средствами — скажем, телескопами, которые соединены с компьютером. А наши студенты уже запросто с этим работают.
— Что ждете от грядущей приемной кампании?
— В прошлом году волновались, что не можем лично контактировать с абитуриентами. Но сейчас готовы к любому формату. Ожидаем, что повысится число абитуриентов, готовых работать с региональным вузом и что наш статус, местоположение в Коломне, сработают в нашу пользу.
Уверены, что бюджетные места заполнятся на 100%, и средний проходной балл будет довольно высоким. Ждем спроса и на внебюджетные места, в первую очередь от ребят и родителей, знающих, какое именно образование им необходимо. Нас в первую очередь интересует мотивированный абитуриент.
— Подмосковье в последние годы страдает от дефицита педагогических кадров. Что здесь вуз может предложить?
— Сейчас в школах работает много учителей пенсионного возраста. Они опытны, но рано или поздно им требуется смена. Также не секрет, что молодые специалисты приживаются в школах далеко не всегда. Проработав год-другой, некоторые осознают, что быть учителем просто не их призвание. К тому же требования к современному учителю ежегодно меняются. Если пять лет назад презентация на уроке была инновацией, то сейчас это общепринятая практика. Теперь, наверное, больше удивления вызовет педагог, работающий у доски с мелом в руке.
Примерно 50% мест мы традиционно отдаем целевикам, то есть абитуриентам, которые заключили договор со школой, заинтересованной в молодом специалисте. По окончании вуза он возвращается на работу в родной город или поселок. Там молодой учитель обычно уже обеспечен жильем, знаком со школой, значит, быстрее адаптируется и вникает в профессию.
Задача вуза — сделать так, чтобы к выпуску студенты понимали, что такое школа и работа в ней. Поэтому практика у нас начинается прямо с первого курса. Студент еще не может преподавать, но он наблюдает, ассистирует учителю, проводит внеклассные, дополнительные мероприятия, общается с детьми. В результате, когда на третьем или четвертом курсе такой студент выходит на полноценную практику, он уже не боится школьников и полностью погружается в процесс. И это самое главное.