Решения ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Эффект удаленки: как сегодня чувствует себя малый и средний бизнес

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
В условиях пандемии малый и средний бизнес был вынужден экстренно перевести свои бизнес-процессы в цифровой формат и адаптироваться под новые реалии рынка, спроса и пользовательского поведения.

Малый и средний бизнес (МСБ) в России продолжает восстановление даже на фоне продолжающейся пандемии. В июне индекс RSBI (ежемесячное совместное исследование ПСБ и «Опоры России») составил 52,7 пункта (п.), что говорит о том, что деловая активность МСБ остается в зоне роста (значение индекса выше 50,0 п.), хотя темпы и снизились относительно пиковых значений мая (54,6 п.) из-за новых антиковидных ограничений. В целом, как комментирует результаты исследований вице-президент, директор дирекции продуктов и технологий среднего и малого бизнеса ПСБ Кирилл Тихонов, показатели демонстрируют готовность предпринимателей к изменениям, связанным с пандемией.

Одно из значимых условий «новой нормальности», как отмечают участники рынка, это сильно возросшая потребность в услугах мобильной связи и интернет-коммуникаций, дополнительном трафике. В этих условиях некоторые телеком-операторы начали предлагать клиентам новые опции и специальные тарифы.

Удаленка обязывает

Спрос со стороны бизнеса на услуги телекома за время пандемии COVID-19 существенно увеличился. Об этом говорят как данные телекоммуникационных компаний, так и оценки экспертов. Например, в ходе февральского исследования индекса RSBI аналитики выяснили, что в прошлом году каждый второй предприниматель стал пользоваться видеосвязью для общения с сотрудниками или партнерами. За три года доля пользователей соответствующих сервисов увеличилась с 39 до 53%.

Во многом рост потребления услуг связи и интернет-коммуникаций связан с переходом бизнеса на удаленный режим работы. Предприниматели вкладываются в создание «домашних офисов» для сотрудников и приобретение сопутствующих программ, говорит Андрей Кузнецов, руководитель по тарифной политике и сегментному маркетингу «МегаФона»: «Неофициальный опрос нескольких сотен компаний (не только наших клиентов), который мы провели, показал, что почти треть из них (32%) увеличили расходы на телефон и интернет. Из них 51% связывают затраты с организацией новых удаленных рабочих мест, а 44% — с подключением дополнительных сервисов, в том числе для той же удаленки».

Из-за перехода на удаленку повышение объемов потребления коснулось как мобильного, так и широкополосного интернет-доступа. Компания Zoom в опубликованном в начале июня отчете за первый квартал 2021 года сообщила, что рост продаж сервиса видеоконференций по отношению к предыдущему кварталу составил 191%, выручка достигла $956,2 млн.

В целом инвестиции МСБ в средства телефонной связи, интернет-коммуникаций и сопутствующую инфраструктуру, по оценкам генерального директора агентства Telecom Daily Дениса Кускова, за время пандемии выросли примерно на 20%. «По нашим наблюдениям, спрос на связь и установку программного обеспечения в условиях COVID-19 и продолжающихся связанных с ним ограничений стал выше», — подтверждает руководитель группы по работе с технологическими компаниями Deloitte в СНГ Антон Шульга.

По словам члена генерального совета «Деловой России» Елены Кириленко, значительная статья расходов приходится на содержание инфраструктуры, позволяющей сотрудникам полноценно пользоваться различными современными девайсами, бизнес-приложениями, мессенджерами. «Предъявляются более высокие требования к оборудованию серверов, возросли расходы на лицензионное программное обеспечение, антивирусные специализированные программы, офисные программные продукты», — говорит она.

Оптимизация на связи

Понятно, что бизнесу в такой ситуации необходимо снижать издержки на телеком-услуги и инфраструктуру, искать для этого соответствующие инструменты. Например, за счет выбора оптимальных тарифов. Российские телеком-операторы достаточно быстро ориентируются на тренды в поведении клиентов, их спрос на те или иные услуги и выпускают на рынок актуальные предложения. Из недавних примеров, компания «МегаФон» представила новую линейку тарифов для малого и среднего бизнеса «Управляй!». В этих тарифах оператор ввел для сервисов видеосовещаний безлимитный интернет-трафик. Он не тарифицируется и позволяет сотрудникам оставаться в рамках лимита по пакету Гб, входящих в тариф. Также «безлимит» действует для всех бизнес-сервисов, полезных в условиях удаленки: облачных хранилищ, мессенджеров, навигации, банковских приложений. По словам Андрея Кузнецова, 98% собеседников компании из сегмента МСБ ранее отметили важность наличия «безлимита» для мобильных сервисов, которые используются для рабочих задач.

В новых условиях дистанционного режима работы предприниматели должны иметь возможность выбирать оптимальный набор сервисов, чтобы контролировать расходы на связь. Компания Tele2 «в ответ на изменившийся профиль потребления бизнес-сообщества» удвоила пакет услуг по двум бизнес-тарифам без увеличения абонентской платы, сообщает пресс-служба оператора.

В «МегаФоне» еще одной реакцией на текущие запросы бизнеса стало включение возможности копить неизрасходованные минуты и Гб для тарифов с ограниченным интернет-трафиком, бесплатно общаться внутри сети, а также пользоваться телефоном и интернетом в рамках тарифа даже при отрицательном балансе. Кроме того, предприниматели при общении с представителями телеком-оператора отмечали потребность в раздаче интернета на другие устройства — 62% из них используют ее регулярно. «Это во многом объясняется необходимостью обеспечивать доступ в интернет с ноутбука вне офиса», — поясняет Андрей Кузнецов. Оператор отреагировал на эту потребность, предоставив бесплатную возможность раздавать интернет на другие устройства в рамках линейки «Управляй!».

По словам Андриса Параскевова, директора по информационным технологиям и безопасности компании Aurum Medical (специализируется на проектировании медучреждений и поставке медоборудования), его компании удалось оптимизировать расходы на связь именно за счет выбора провайдера и подходящих тарифов. «В период прошлогоднего карантина мы достаточно быстро перешли на дистанционный режим работы, поскольку у нас и до пандемии был опыт работы с иногородними сотрудниками, налажены коммуникации персонала с использованием аудио- и видео-конференц-связи, отработаны технологии удаленного доступа к информационным системам», — рассказал представитель компании. Однако количество людей на удаленке, в том числе разъехавшихся по регионам, по словам специалиста, значительно выросло. Организация удаленного доступа к ресурсам и резкий рост потребности в дистанционных сервисах привели к возросшей нагрузке на ИТ-системы компании, потребовала улучшения качества связи и сигнала интернета. Решение для оптимизации, как говорит Андрис Параскевов, было найдено за счет переноса почтового и облачного сервиса на мощности компании «МегаФон», а также улучшения пакета услуг от этого оператора.

Содержание
Закрыть