— В какие направления искусственного интеллекта Сбер инвестирует для развития розничного бизнеса?
— Диапазон инвестиций в технологии ИИ достаточно широк. Но для розничного бизнеса интерес к решениям на основе искусственного интеллекта прежде всего связан с повышением эффективности кредитования. Для понимания масштаба: только в октябре мы выдали потребительских кредитов на 238 млрд руб. В целом розничный кредитный портфель банка превысил 11,6 трлн руб.
В этом году мы внедрили платформу для принятия кредитных решений — «Сбер.Кредитная машина». Это собственная разработка, которой мы очень гордимся. Наша кредитная фабрика принимает решения по физическим лицам и может обрабатывать более 1,2 млн заявок в минуту. Сегодня 99% всех решений по кредитам в Сбере принимает ИИ без запроса дополнительных данных.
— Какой потенциал сегодня у российских разработчиков в этой сфере?
— Потенциал огромный. Если раньше по целому ряду направлений мы соревновались или работали с иностранными программными решениями, то сегодня все больше возможностей делать это на open-source-платформах, на российских площадках.
Российский банкинг с точки зрения технологий во многих случаях сильнее, чем иностранный. Сейчас есть все шансы продвинуть собственные разработки в сфере искусственного интеллекта. Для этого необходимо правильно работать с данными и развивать своевременные и качественные сервисы для потребителей. Это вызов для инженеров и айтишников.
— Как вы оцениваете современный уровень банковских онлайн-услуг?
— Онлайн-банкинг развивается очень активно. У Сбера 106 млн клиентов, при этом месячная аудитория мобильного приложения «Сбербанк Онлайн» превышает 75 млн человек, и половина из них входят в наш онлайн-банк каждый день. Самое главное, что в онлайн-банкинге все время появляются новые возможности, услуги и сервисы, в том числе небанковские. Например, сейчас он интегрирован с порталом «Госуслуги». А наш новый сервис для Android позволяет отследить приложения и подписки, к которым привязана банковская карта. В перспективе такой сервис появится и для смартфонов на iOS. Над усовершенствованием сервисов для розничных клиентов у нас трудится множество команд разработчиков.
— Какие задачи стоят сегодня перед блоком с точки зрения внедрения технологий?
— Наша задача — прийти с услугами туда, где клиенту удобнее. Часть банковских продуктов уходит «под капот», то есть клиенту в принципе не важно, как процесс устроен, ему важно получить услугу здесь и сейчас. Когда вы совершаете, например, трансакцию, вы же не думаете, какое количество систем в этот момент задействуется в банке, с какой скоростью происходит обмен информацией между ними, списание у вас с карточки средств, перевод их поставщику, отправление вам сообщения и так далее. Это большая работа. И все это, конечно, технологии.