— Какова роль технологий искусственного интеллекта (ИИ) в формировании банковских продуктов и сервисов для бизнеса?
— Самый ценный ресурс для предпринимателя — это время. В отношении скорости принятия решений, получения услуг бизнес всегда предъявляет к банкам самые высокие требования. Сбербанк обслуживает более 3 млн компаний, из них 2,6 млн — это ежедневные пользователи нашего интернет-банка «СберБизнес». Качественно удовлетворить запросы такого количества клиентов без цифровых технологий, в том числе на базе искусственного интеллекта, было бы просто нереально. Например, по каждому из 2,5 млн платежей, которые ежедневно проводятся в Сбербанке юридическими лицами, нужно правильно и быстро сформировать назначение и классификацию, и это помогает делать искусственный интеллект.
Технологии также помогают нам учитывать специфику каждой отрасли при создании наших продуктов. С прошлого года мы начали запускать отраслевые решения на базе искусственного интеллекта — теперь нашим клиентам в интернет-банке «СберБизнес» доступны цифровые приложения для коммерческой недвижимости, транспорта, розничной торговли и других отраслей.
Помимо этого, несколько лет назад мы приступили к полной цифровизации кредитного процесса для бизнеса. Теперь решение по кредитам принимает искусственный интеллект — система сама находит всю необходимую информацию по клиенту в открытых источниках, базах госорганов и не требует от предпринимателя дополнительных справок, а решение принимается за считаные минуты.
— В рамках конференции Artificial Intelligence Journey Сбербанк провел деловой завтрак со своими корпоративными клиентами. Какие выводы по итогам?
—Участники, среди которых были представители нефтегазовой промышленности, девелопмента, сельского хозяйства и других отраслей, оценивают экономический эффект от внедрения инструментов искусственного интеллекта примерно на уровне 10%. Это не мало, но есть куда расти. Поэтому нужно продолжать собирать большие данные, улучшать их качество, строить и совершенствовать модели на базе ИИ, инвестировать в это направление, потому что в итоге компании получают существенный экономический эффект.
— Какие еще решения с применением ИИ появились для корпоратов и что есть на ближайшую перспективу?
— В этом году мы запустили такой продукт, как «Кредитный потенциал», который позволяет предпринимателю моментально получить финансирование с определенным лимитом в необходимый для него момент.
Еще один сервис быстрого кредитования — «Кредит в корзине», который доступен предпринимателям на маркетплейсах: решение принимается очень быстро на основе анкеты клиента, договор подписывается в электронном виде, средства направляются на оплату заказа, при этом формировать платежные поручения вручную не требуется.
Мы также много вложили в систему построения межбанковских расчетов, чтобы предприниматели были уверены, что при осуществлении платежей средства моментально поступают на счета их партнеров.
В следующем году мы ставим задачу полностью оцифровать процесс подачи заявки на строительство жилья, включая принятие решений, подготовку кредитно-обеспечительной документации, сопровождение этого процесса. Это нужно для того, чтобы по мере строительства того или иного объекта кредитные средства были доступны застройщикам в автоматическом режиме. Это важное для нас направление — ведь основной рост кредитного портфеля в этом году у нас идет за счет сектора девелопмента жилой недвижимости.