Доля лидеров российских компаний, которые заявили об ухудшении положения их бизнеса за последние полгода, сократилась в 2,5 раза (до 11%), говорится в отчете «СЕО-барометр» консалтинговой компании «Яков и партнеры» (ранее — подразделение MacKinsey в России). В опросе участвовали 126 руководителей компаний, ежегодный оборот которых превышает 5 млрд руб. и представляющие все основные отрасли российской экономики, в том числе банковскую, IТ и телеком, металлургию, нефтегазовую и горнодобывающую промышленность, розничную торговлю и электронную коммерцию, химическую промышленность, машиностроение, энергетику.
Более 80% участников опроса заявили о своей уверенности в том, что состояние их бизнеса улучшится или как минимум сохранит свое текущее состояние в ближайшие шесть месяцев. При этом компании стали придавать все более важное значение задачам, направленным на развитие бизнеса. До конца года приоритетом для бизнеса станут привлечение и удержание персонала, поиск новых рынков сбыта, а также запуск новых инвестпроектов.
Авторы исследования называют результаты опроса значимым изменением по сравнению с декабрем 2022 года, когда в приоритетах было сокращение затрат и адаптация цепочек поставок. «Судя по настроениям руководителей компаний, можно говорить о восстановлении оптимизма в российском бизнесе после череды санкций», — отмечается в отчете «СЕО-барометр».
Время перемен
По мнению президента Лиги цифровой экономики Сергея Шилова, поводом для оптимизма стало реальное импортозамещение во многих секторах экономики. Ранее значительная часть российской экономики была занята иностранными компаниями, в том числе транснациональными корпорациями, конкурировать с которыми российским компаниям объективно было тяжело. «После массового ухода иностранного бизнеса для компаний из России открылись перспективы, которых раньше не было. Появились новые возможности для роста», — говорит эксперт.
Политика импортозамещения, которая проводится в России уже на протяжении более 15 лет, помогла сократить долю импорта по многим позициям, отмечается в докладе «Импортозамещение в российской экономике: вчера и завтра» НИУ ВШЭ совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Институтом исследований и экспертизы ВЭБа и фондом «Сколково». В частности, удалось достичь 96% обеспеченности отечественной продукцией в производстве стройматериалов, 92% — в транспортном машиностроении, 90% — в черной металлургии. При этом в станкоинструментальной и фармацевтической промышленности этот уровень пока составляет 24 и 35% соответственно. Как отмечается в докладе, сегодня промышленный комплекс России зависит от импорта на 39%. Этот показатель в 1,3 раза ниже, чем в Германии, и сопоставим с уровнем таких стран, как США и Индия.
Российский бизнес уже прочно занял ниши, которые освободились после ухода иностранных брендов, ему удалось перестроить логистические цепочки и со временем сократить издержки, отмечает старший управляющий партнер и вице-президент ГК «Европейская юридическая служба» (ЕЮС) Андрей Евстифеев. По его словам, российский бизнес сам активно выходит на новые рынки: «Помимо традиционного сотрудничества с Китаем компании налаживают партнерские отношения с Индией, Египтом, Алжиром — это дает новые возможности для развития».
Так, по данным Главного управления таможенной службы КНР, за семь месяцев 2023 года экспорт Китая в РФ вырос на 73,4%, до $62,54 млрд, а импорт российских товаров в Китай — на 15,1%, до $71,55 млрд. Товарооборот России с Египтом, как ранее заявлял министр промышленности и торговли Денис Мантуров, по итогам 2022 года увеличился почти на 30% — более чем до $6 млрд. На эту страну приходится треть торгового оборота России с Африкой.
Еще один фактор спокойствия бизнеса — стабилизация ситуации на рынке труда, говорит Андрей Евстифеев. Часть уехавших из страны специалистов вернулись, и им снова нужна работа, ведь далеко не все смогли сохранить старые места. Поэтому сегодня на рынке труда снова правит работодатель: он может выбирать грамотных специалистов и устанавливать приемлемый для себя уровень оплаты труда.
По результатам анализа резюме hh.ru, проведенного в июне этого года, 19% уехавших с начала года IТ-специалистов, или почти каждый пятый, уже вернулись в страну.
Бизнес видит потенциал, но его еще необходимо реализовать, отмечает Сергей Шилов: «Это непросто. Тем не менее перспективы понятные. Поэтому есть позитивное настроение и хорошие ожидания».
Новые возможности
Кризис всегда дает возможность реализации новых точек роста, для которых в спокойные времена не хватало воли и аппетита к риску и высокой конкуренции, говорит эксперт в области развития бизнеса и руководитель компании JustFive Иван Яшуков. Для многих компаний в роли таких точек роста выступают запуск новых продуктов, оптимизация процессов внутри и выход на новые рынки.
Специалисты отмечают, что в отраслях, откуда в основном ушли иностранные компании, адаптация к новым условиям происходит эффективнее и быстрее. «Как только образуется свободное пространство, туда устремляется огромное количество высококлассных специалистов, а также талантливых бизнесменов и управленцев», — говорит Сергей Шилов.
Согласно результатам исследования Центра стратегических разработок (ЦСР) «Картина иностранного бизнеса: уйти нельзя остаться» (2022 год), около 39% заявивших об уходе из России иностранных компаний, в том числе из Дании, Швеции, Финляндии, Германии, Швейцарии, осуществляли производство технологически сложной продукции или оказывали сложные услуги в таких отраслях, как автомобилестроение и тяжелое машиностроение. Уход иностранных компаний также затронул такие сферы, как микроэлектроника и приборостроение, общепит и пищевая промышленность. Однако, как отмечают эксперты ЦСР, уход иностранного бизнеса не имел разрушительного характера для экономики, тем более что 69% этих компаний заявили о готовности передать российские активы новым собственникам.
Адаптация к новым условиям проходит быстрее всего в сферах, где бизнесу не пришлось перестраивать логистику и искать новых поставщиков, но необходимо было перестроиться под новые запросы клиентов дистанционных услуг. Например, совершать переводы в новых условиях или решать, как быть с действующими контрактами с иностранными партнерами, считает Андрей Евстифеев. Речь идет о сфере услуг, в том числе в области юридического и консалтингового сопровождения и, например, телемедицинских услуг.
Сфера IT также быстро перестроилась под новые запросы, отмечает эксперт: «Для нее приоритетом стал внутренний рынок и новые зарубежные рынки». Продолжает расти спрос на экосистемность, а значит, на рынке будут востребованы новые продукты в этой плоскости, отмечает Андрей Евстифеев.
Иван Яшуков к сферам с наиболее быстрой адаптацией относит оборонный сектор, обрабатывающие производства, работающие с оборонзаказом, а также оптовую и розничную торговлю, которым помогает восстановление спроса и замещение ушедших с рынка конкурентов. По мнению эксперта, оперативной адаптации российского бизнеса к новым условиям во многом способствует применение цифровых бизнес-моделей (экосистемы, SaaS и другие).
Они открывают руководству крупных российских компаний новые возможности по построению микросегментации и персонализации, прогнозированию спроса, анализу трендов и использованию данных для обучения и развития сотрудников.
Переходный период
Бизнес в России принял тот факт, что страна находится в новой для себя реальности и необходимо решать общие задачи, отмечают эксперты. За последние 1,5 года большинство компаний смогли разобраться с изменившимся спросом, перестроить цепочки поставок и определить стратегию работы в новых условиях, говорит Иван Яшуков. Дальнейшие перспективы развития российского бизнеса он связывает с увеличением внутреннего спроса и освоением новых направлений экспорта.
Полученный российскими компаниями опыт и реорганизация моделей управления, по мнению Ивана Яшукова, способствуют развитию бизнеса как внутри страны, так и за ее пределами. Глобально, по прогнозам Standard Chartered Bank, в 2030 году ВВП России ждет рост в два раза — таковы перспективы реализации новых возможностей роста и запуска новых направлений российского бизнеса. Для сравнения: ВВП Китая вырастет в 3,7 раза, на втором месте — Индия с ростом 4,8 раза, далее идут Индонезия, Турция, Египет и другие страны.
Однако период адаптации и трансформации завершился далеко не для всех, говорит Андрей Евстифеев: «Часть бизнеса все еще пытается нащупать новые опоры — например, автомобильная отрасль пока не оправилась. Да, меняются цепочки производства, они дают новое дыхание отечественному автопрому, но до показателей 2021 года еще далеко».
Риск-фактор
Несмотря на общий оптимизм российского бизнеса в плане его перспектив, у лидеров компаний есть и потенциальные поводы для тревог. Один из них — это разовый налог на сверхприбыль для крупных компаний: указ о его введении 4 августа подписал президент России Владимир Путин. Налог в размере 10% должны будут заплатить компании, доналоговая прибыль которых превысила 1 млрд руб. Заплатить новый налог необходимо не позднее 28 января 2024 года. Если же сделать это до 30 ноября, ставка будет ниже в два раза.
«Российские компании надеются, что речь идет о единоразовом налоге — в таком случае это приемлемо. Это понятные расходы», — говорит Сергей Шилов. В свою очередь, Андрей Евстифеев указывает на то, что новый налог не касается малого бизнеса, а крупный понимает, что и в рамках санкций государству необходимо исполнять свои социальные обязательства.
Другой потенциальный тревожный повод — это ситуация с курсами валют в России. По словам Сергея Шилова, у бизнеса неоднозначное отношение к колебаниям рубля: «Компании, у которых выручка в иностранной валюте, а расходы в рублях, выигрывают от этой ситуации. А те, у кого вся выручка рублевая, а затраты (пусть даже частично) — нет, проигрывают».
Колебание курса не является шоковой для бизнеса, говорит Андрей Евстифеев. Руководство компаний, по его словам, понимает, что одна из причин ослабления рубля — поступление меньшего количества валюты на внутренний рынок вследствие сокращения экспортной выручки. При этом наладить данные механизмы может лишь непосредственно государство.
В любом случае бизнес будет балансировать и подстраиваться, уверен Андрей Евстифеев: «База для этого — опыт, новые логистические цепочки, новые контрагенты — уже есть».
Еще одно опасение — рост стоимости заемных средств, который последует за повышением Центробанком ключевой ставки (ЦБ поднял ее 15 августа до 12% годовых).
Ресурсы на развитие очень сильно зависят от кредитных линий, а после поднятия ключевой ставки кредиты сильно подорожают, подчеркивает Сергей Шилов.
В то же время, по мнению Андрея Евстифеева, у российских компаний остаются ресурсы для развития в виде госпрограммы поддержки бизнеса.