Цифровизация бизнеса — приоритет инвестиций в ситуации повышенной неопределенности, отмечается в исследовании «Трансформация бизнеса в условиях неопределенности и риска» глобального сообщества Process Excellence Network (PEX). По данным опроса PEX, 64% организаций из разных стран считают, что необходимо создавать новые цифровые решения, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке, 42% собираются вложиться в это направление в ближайший год.
По оценкам «Сбера», общий объем проектов цифровой трансформации среди клиентов экосистемы в сегменте среднего и крупного бизнеса в 2022 году превысил 4,6 млрд руб. Почти 30% от общего количества трансформаций запускали в ретейле. Следом идут строительная отрасль — 16% и агропромышленный комплекс — 12%.
Причем по мере развития цифровой среды и внедрения цифровых решений компании разных секторов экономики переходят к созданию цифровых продуктов как для внутреннего использования, так и для внешнего рынка, отмечают эксперты.
Идет замена базовых IТ-решений на современные, говорит директор по цифровым и информационным технологиям «Сибура» Алиса Мельникова: «Этот процесс сильно ускорился после постановки целей по обеспечению технологического суверенитета».
Модели от «цифры»
Цифровые технологии в принципе меняют бизнес-процессы, логику бизнеса и модель получения прибыли, поясняет директор по консалтингу компании «Ланит» Вячеслав Солопов. Речь идет о разных группах бизнес-моделей: во-первых, цифровизация существующих процессов и качественное изменение опыта, во-вторых, создание принципиально нового продукта.
В первом случае процессы передаются от человека на технологические платформы, становясь точнее, быстрее, дешевле, прозрачнее. Например, чтобы вызвать такси или снять квартиру, теперь используется мобильное приложение. Здесь достаточно много свободных ниш для внедрения технологий, но и конкуренция, по прогнозам «Ланита», высока, а продолжительность экономической привлекательности идеи или технологии будет постоянно сокращаться.
К цифровым бизнес-моделям, меняющим сам продукт, относятся, например, виртуальная и дополненная реальность, 3D-проектирование, виртуальные товары и так далее. В этом случае бизнес разрабатывает свое или использует чье-то существующее цифровое пространство, наполняет его необходимыми сервисами и получает доход от их использования, уточняет Вячеслав Солопов. Наибольший бизнес-эффект такие модели способны дать при внедрении в производстве, как, например, виртуализация производственных технологических процессов.
В целом российские тренды в области цифровых бизнес-моделей от общемировых не отличаются, отмечают в «Ланите».
Набирают, в частности, популярность бизнес-модели, которые генерируют новый цифровой контент: в их основе лежит развитие технологий искусственного интеллекта и машинного обучения. 63% российских организаций ожидают серьезного влияния искусственного интеллекта на бизнес в горизонте одного года, следует из данных отчета «CEO-барометр» консалтинговой компании «Яков и партнеры». Особенно распространено это убеждение среди представителей банков, IТ-компаний, ретейла и производства потребительских товаров. В целом технологии ИИ используют более 50% компаний из сферы финансов, телекома и IТ, по оценкам Национального центра развития искусственного интеллекта при правительстве России.
Путь к обновлению
Уход зарубежных игроков заставил переосмыслить большинство подходов и бизнес-процессов, но активность потребителей цифровых сервисов не сократил и только подогрел интерес российского бизнеса к новым нишам, отмечают эксперты.
Структурные изменения в экономике стимулируют появление новых отраслевых лидеров, которые создают и внедряют новые подходы, а не слепо повторяют опыт ушедших компаний, считает технический директор кластера «Ростелеком-ЦОД» Алексей Забродин: «Рынок открыт для новых решений и разработок со стороны стартапов, а крупные компании открыты для диалога».
В отличие от глобальной практики новые игроки появляются не столько в классическом формате стартапа, сколько в кейсах корпораций, которые в ускоренном темпе выводят свои внутренние разработки на рынок, отмечает партнер технологической практики «Технологии Доверия» (ТеДо) Артем Семенихин: «Переработка внутренних цифровых сервисов под внешних клиентов стала экономически оправданной».
Российские компании, в частности банки, активно исследуют и внедряют новые методы взаимодействия со своими клиентами и партнерами, рассказывает руководитель департамента развития цифровых каналов юридических лиц Альфа-банка Сергей Паршиков. Одна из распространенных моделей — партнерство, в том числе с разработчиками сервисов, которые стимулируют развитие технологий для организации бесшовного клиентского опыта. Банк, например, развивает сервис идентификации клиента на базе Alfa ID, который позволяет на основе данных со сторонних площадок формировать кредитный профиль клиента или реализовать расчет.
Российская тяжелая промышленность наряду с цифровыми системами управления производственными процессами осваивает виртуальные платформы продаж. Так, например, «Северсталь» развивает несколько новых цифровых площадок: b2b-маркетплейс для промышленных и строительных закупок — Industrial Market, а также маркетплейс по покупке и продаже металлопроката — «Платферрум». «Это как Ozon в сфере металлургии: к платформе может подключиться любой российский производитель или трейдер и использовать цифровое решение, для того чтобы более оперативно дотянуться до клиента», — говорят в компании.
К 2026 году компания планирует завершить разработку импортонезависимого промышленного ПО для управления производственными процессами, а также системы интегрированного планирования, которая позволит управлять выполнением заказа по цепочке от сталеплавильного производства до отгрузки готовой продукции.
Накопленный эффект от цифровизации в «Сибуре» к концу 2022 года составил 30 млрд руб., отмечает Алиса Мельникова: «Применение инструментов ИИ для принятия решений буквально во всех процессах работы компании может дать гораздо больше».
Потенциальной нишей для запуска новых цифровых бизнес-моделей в «Сибуре» считают развитие облачных индустриальных платформ для создания новых решений и их дистрибуции, а также совместного использования объединенных массивов данных разными отраслями промышленности.
Перспективными для развития цифровых продуктов направлениями также являются продвижение продуктов и услуг, поддержание здоровья, замена различных рутинных функций, технологии для повышения точности и качества обработки больших данных и их использования для управления экосистемами, а также цифровизация первичного получения данных, консолидация знаний и создание контента, отмечает Вячеслав Солопов.