Рыночный расклад , Весь мир ,  
0 

Профицит имен

Фото: Fotolia/Photoxpress
Фото: Fotolia/Photoxpress
Онлайн-активность становится важной составляющей бизнеса. Однако придумать запоминающееся название сайта все сложнее. Проблему помогают решить новые домены верхнего уровня, массовая регистрация которых началась в 2012 году.

За последний год прирост доменных имен в мире составил 16,9 млн (6,2%), по данным поставщика услуг для сетевой инфраструктуры Verisign. В Сети доступно более 250 национальных доменных зон, таких как .uk, .de, .ru и .рф, а также 22 наднациональных — .com, .org, .net и др.

По данным Verisign, сейчас в мире зарегистрировано более 228 млн доменных имен. Самый популярный домен .com насчитывает более 118 млн регистраций. Для сравнения: в российском домене .ru — 4,9 млн регистраций, в зоне .рф — 842 тыс.

Профицит имен
Россия лидирует по регистрации имен в национальном TLD (top-level domains, домены верхнего уровня) среди европейских стран: 85% регистраций приходится на домен .ru. Всего в европейских национальных доменах зарегистрировано свыше 67 млн имен. По данным Ассоциации европейских регистратур (CENTR), доли международных и национальных доменов на рынке примерно одинаковы, однако первые все же имеют небольшое преимущество. Накопившиеся миллионы имен в наиболее востребованных доменах (.com, .biz, .net и т.д.) мешают выбрать хорошее доменное имя — краткое, с однозначным написанием, соответствующее сфере бизнеса и тематике сайта, объясняет Андрей Кузьмичев, директор по продуктам Ru-Center. «В доменах, давно пользующихся спросом, большинство достойных вариантов уже заняты, — поясняет он. — Зачастую владельцы нового бизнеса вынуждены придумывать сложное и длинное имя либо искать что-то подходящее на вторичном рынке, где стоимость доменов, как правило, непрозрачна и составляет от нескольких тысяч до миллионов рублей».

Обновление имен

Расширить выбор, то есть увеличить количество доменов в разы, позволила новая gTLD-программа (New generic top-level domains, новые домены верхнего уровня) корпорации ICANN. Крупные компании получили возможность подавать заявки на регистрацию доменных зон, совпадающих с их названием или брендами, вместо использования привычных .com, .org и .net. Михаил Якушев, вице-президент ICANN по России, СНГ и Восточной Европе, отмечает, что новая программа расширяет количество потенциальных доменов до тысячи и более. Уже делегировано более 630 новых доменов верхнего уровня, в том числе для городов, регионов, брендов и проч. «Спрос на новые gTLD постоянно растет, так как они дают большую гибкость и больше возможностей выбрать наиболее подходящее доменное имя для бизнеса, а значит, получить и новые маркетинговые возможности, — говорит Михаил Якушев. — Сегодня, когда люди все больше проводят в онлайне, это очень важно. Стимулом для введения новых gTLD было как раз стремление увеличить выбор и поддержать конкуренцию на рынке. Успех новых доменов для бизнеса будет определяться притоком клиентов и показателями спроса». С момента делегирования новых gTLD в них зарегистрировано свыше 5,6 млн имен. За последний квартал 2014 года рост регистраций в новых доменах составил 57%. В топ-10 крупнейших новых доменов верхнего уровня входят .guru, .club, .berlin, .link, .photography, .email, .tips, .today, .company и .solutions.

Профицит имен
По данным опроса, проведенного Ассоциацией доменных имен (DNA), наибольший интерес к расширению адресного пространства демонстрируют страны с самыми быстрорастущими интернет-рынками: положительно ответили на соответствующий вопрос 75% респондентов в Индии и 69% — в Китае. В странах с более высоким уровнем проникновения интернета спрос на новые домены ниже, но все равно более половины респондентов считают, что новые веб-адреса, представляющие собой осмысленные словосочетания, легче запоминать. Столько же опрошенных уверены, что в новых доменных зонах будет легче получить короткие и по этой причине запоминающиеся имена.

На практике

Новые имена можно условно разделить на три вида: территориальные, тематические и корпоративные (домены компаний). В 2012 году 36 компаний из списка Fortune 1000 подали заявки на новые домены. Новый брендинговый подход актуален не только для корпораций, но и для городов.

Некоторые новые домены, например .club, .moscow, теперь составляют конкуренцию доменам «с историей» и пользуются стабильным спросом на рынке, подтверждает Андрей Кузьмичев. «У бизнеса теперь есть дополнительная возможность создания корпоративных доменов верхнего уровня — например, .bmw, .yandex, .hermes. Подобные проекты требуют немалых бюджетов, однако многие компании готовы пойти на это, рассматривая собственный домен как новую возможность для брендинга в Сети», — говорит эксперт.

Стоимость заявки в ICANN на новый домен верхнего уровня для компании составляет $185 тыс. плюс затраты на консалтинг и прочие услуги. В итоге суммарные расходы могут составить от $500 тыс. до $1 млн. Согласно договору с ICANN, корпорации не имеют права продавать домены второго уровня третьим лицам.

В России одним из первопроходцев на этом поле стала компания «Яндекс». ICANN одобрила заявку российской компании на домен верхнего уровня летом 2013 года. Через год доменная зона была проделегирована. Первой в ней открылась страница http://nic.yandex, рассказывает Татьяна Бахаревская, заместитель руководителя департамента эксплуатации «Яндекса». «Получение домена первого уровня — сложный организационно-технический процесс, но он оправдан плюсами для простых пользователей и для компании. Для компании это защита бренда, а для пользователей — удобство. Сейчас пользователи из России чаще всего заходят на yandex.ru, а, например, из Турции — на yandex.com.tr. В случае если человек хочет открыть, например, «Яндекс.Маркет», ему надо набрать market.

yandex.com.tr. Домен первого уровня позволит сократить это до market.yandex», — объясняет эксперт. При этом в «Яндексе» отмечают, что сдерживающие факторы для более активного распространения новых доменов верхнего уровня тоже существуют: в первую очередь то, что в ближайшие годы регистрация доменов в зоне второго уровня, видимо, будет оставаться более простой и финансово доступной.

Появление новых доменных зон позволяет решить ряд застарелых проблем интернета. Например, оно наносит удар по киберсквоттерам, занимающим короткие и красивые адреса для перепродажи. Впрочем, рано или поздно сквоттеры придут и в новые доменные зоны. Так, один из пользователей форума OpenCartForum уже предлагает адрес studio.solutions за 60 тыс. руб., а производитель навигационных систем «Навител» подал иск против гражданина РФ, зарегистрировавшего имена navitel.moscow и навител.москва. И все же эти примеры тонут в общем море возможностей, которые приобрели компании и частные лица с появлением новых доменных зон, — своим решением ICANN фактически открыла новый этап эволюции интернета.

Рыночный расклад .CLUB по интересам
Содержание
Закрыть