Крупнейшие мировые бренды еще до запуска инициативы ICANN подтверждали свою заинтересованность в новых доменах. Корпорации смогут интегрировать их в свои стратегии развития брендов. Предполагается, что благодаря короткому и запоминающемуся доменному имени онлайн-коммуникация станет проще и удобнее для их клиентов.
Плюсов у брендированных доменов действительно много. Так, их удобно использовать для проведения маркетинговых кампаний в интернете — под каждую можно создать в своем домене отдельный сайт с коротким и простым адресом. Аналогично можно сделать сайты и для каждого продуктового направления. При этом новые домены введут своего рода отраслевое сегментирование, что позволит упростить как самоидентификацию бизнеса, так и онлайн-поиск для клиентов.
Значительный интерес к новым gTLD во всем мире связан не только с расширившимся выбором, но и с увеличивающимися возможностями использования интернет-инфраструктуры для взаимодействия с конечными потребителями, считает Михаил Якушев, вице-президент ICANN по России, СНГ и Восточной Европе. В дальнейшем успех этих инициатив, по его мнению, будет определяться эффективностью маркетинговых стратегий владельцев.
«Мы продолжаем предоставлять дополнительные домены и ждем новых раундов программы, чтобы еще больше расширить возможности интернет-пользователей», — заверяет Михаил Якушев. Все домены, создаваемые в рамках первого этапа программы gTLD (их более тысячи), будут делегированы до конца 2017 года.
«В следующем раунде заявлений на регистрацию новых доменов будет уже 5 тыс. брендов», — прогнозирует Джанник Скоу, партнер Thomsen Trampedach, консультировавший, в частности, корпорации при получении доменов .bmw и .spiegel. По его мнению, в ближайшие два-три года снизится и стоимость этой процедуры.
Заинтересованность в новых доменных зонах выражали и города разных стран мира, в первую очередь те, кто имеет высокий уровень проникновения интернета и развивает электронные правительства. В числе активистов сразу оказались Нью-Йорк, Лондон, Берлин, Токио и Москва.
У наиболее технологически активных и развивающих свое онлайн-присутствие городов, как и у корпораций, есть свои digital-стратегии, которые могут получить усиление благодаря новым доменам. Это позволит обеспечить географическую привязку всех интернет-ресурсов городских властей. Соответственно, гражданам и нерезидентам будет проще находить всю относящуюся к городской жизни и сервисам информацию. Получить свое имя в городском домене могут как резиденты, так и нерезиденты с правом на ведение бизнеса в данной локации.
Дирк Кришеновски, исполнительный директор DotBerlin, подтверждает, что задача компании — сделать домен .berlin ключевым фактором цифрового брендинга для города. Кришеновски начал прорабатывать идею такого геодомена еще в начале 2000-х, а в 2009 году вместе с представителями Парижа, Барселоны, Нью-Йорка и Гамбурга основал группу dotCities, к которой затем присоединились Рим, Кельн, Лондон, Токио и Сеул. Эта организация как раз и осуществляла разработку проекта по созданию городских доменов.
«Как самостоятельная подгруппа географические домены очень активны в рамках своих сообществ, — комментирует Дирк Кришеновски. — Интересно наблюдать, как топ-10 новых доменных зон вырастали, движимые различными маркетинговыми концепциями. Мы считаем, что это очень долговременный тренд с большим потенциалом роста. У новых доменов фантастические преимущества для брендинга, маркетинга, продаж. А бизнес получает новые возможности при выборе доменного имени. Конечно, помимо преимуществ есть и трудности. Например, пока не хватает всеобщей осведомленности о новых доменах, есть проблемы с поисковиками или IDN email (адреса электронной почты, использующие символы национальных алфавитов.— РБК+) ». Основную долю регистрирующихся в Германии, по словам Дирка Кришеновски, составляет малый бизнес — компании со штатом до десяти человек. При этом немцев, отмечает Дирк, отличает особая любовь к дефисам в доменных именах: например, dr-schmidt.berlin.
В России массовая регистрация в столичных доменах.moscow и.москва открылась 1 декабря прошлого года, сегодня в них зарегистрировано уже 46 тыс. имен. Запуск проекта поддерживало правительство Москвы, желая создать и усилить столичный онлайн-бренд, а также привлечь на городские сайты дополнительную аудиторию. Сейчас московские сайты составляют примерно 30–35% от всех веб-ресурсов Рунета, так что у доменов .moscow и .москва обширные перспективы. В прошлом году «московскую прописку» получили многие крупные международные компании. В рамках первого этапа регистрации имен в зоне.moscow новыми адресами обзавелись такие компании, как McDonalds, Hard Rock Cafe, H&M, Emerald Club, — всего 52 имени. А Apple, например, подала 11 заявок на будущие сайты.
Программа расширения
ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers) — международная некоммерческая организация, отвечающая за глобальную координацию элементов интернета, их стабильную работу и безопасность. Она, в частности, регулирует доменные имена и IP-адреса. Создана в 1998 году при участии правительства США. Разработка проекта новых доменов (gTLD) была начала в 2005 году. В 2008 году была утверждена политика предоставления новых доменов, а в 2011-м запущена программа новых доменов первого уровня. Прием заявок начался в январе 2012 года — всего поступило 1930 обращений (в том числе 911 из Северной Америки и 675 из Европы). Заключение соглашений и делегирование доменов началось в середине 2013 года. На май 2015 года делегировано 639 доменов. Данный этап программы будет завершен к середине 2017 года.