Решения , Весь мир ,  
0 

О мобильности будущего

Фото: пресс-служба
Фото: пресс-служба
Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ, член градостроительного совета Фонда «Сколково»

Первую фундаментальную идею городской мобильности сформировал Блез Паскаль еще в 1661 году, предложив наладить регулярные перевозки по объявленным маршрутам и расписаниям. В 1908 году Генри Форд начинает производство массового автомобиля, формируя понятие индивидуальной мобильности и, как следствие, архетип автомобильного города за счет частичной утраты комфорта городской среды. Тем не менее визуальный образ города, его культурная идентичность и экологическое благополучие оказались важнее индивидуальной мобильности, и в 1980-х годах западноевропейскими урбанистами была выдвинута идея Sustainable Mobility, которая обозначила слом тенденции массовой автомобилизации.

Сегодня обсуждается транспортная парадигма века цифровых технологий, главным признаком которой становится распространение IT-инструментов, обеспечивающих мобильность без привязки к личному автомобилю. Формируется практика мультимодальных поездок любыми видами транспорта — от собственного автомобиля или каршеринга до метрополитена и пригородных электричек.

Материальной базой этой схемы становятся интегрированные рельсовые системы и индивидуальные транспортные средства коллективного пользования. Благодаря планировочной и тарифной интеграции пассажир может вообще не знать, на чем едет, — на электричке, метро или трамвае. Автомобиль в системе каршеринга можно будет найти в любой точке города с помощью смартфона, а при оснащении функцией автопилота машина сможет самостоятельно переместиться к месту спроса или станции подзарядки. Но личного автомобиля в этой системе уже нет.

Скачать Содержание
Закрыть