Нефть превратилась в главный ресурс
Мировой объем добычи нефти начал резко увеличиваться почти одновременно с изобретением двигателя внутреннего сгорания. Агрегат был создан в 1886 году англичанином Гербертом Акройтом Стюартом, а в серию пошел через пять лет. Изначально мотор работал исключительно на сырой нефти, но позже был адаптирован к потреблению керосина, дизельного топлива и растительного масла. В 1900 году, когда появились первые серийные автомобили с двигателем внутреннего сгорания, всего в мире было выкачано 20 млн т нефти. Согласно данным British Petroleum, уже через 13 лет эта цифра выросла в два с половиной раза, а к 1938 году объем добычи превысил 280 млн т в год. Параллельно нефть начала дорожать. Если в конце XIX века стоимость барреля составляла около $15, то уже к началу XX века он подорожал до $35–38. Такая цена продержалась вплоть до 1930-х, когда начался первый мировой экономический кризис в новейшей истории. Стоимость нефти упала до $17–20 за баррель и практически не менялась до 1970-х годов. Последовавший в конце прошлого века скачок нефтяных цен стал реакцией на резкий рост производства автомобилей. Если к началу 1960-х выпускалось порядка 15 млн транспортных средств в год, то через десять лет этот показатель составил 20 млн единиц. Тогда же нефть установила биржевой рекорд — в США баррель оценили почти в $60. К 1981 году, когда совокупный выпуск транспортных
Изменилась архитектура городов
Автомобили начали влиять на ландшафт и архитектуру городов еще более ста лет назад: тротуары в Париже, Лондоне и Нью-Йорке начали постепенно сужать ради расширения проезжей части. Известный французский архитектор Ле Корбюзье предложил в 1925 году проект глобальной реконструкции Парижа — «План Вуазен». Инициатива повергла в шок французскую общественность, но все предложенные архитектором изменения, как выяснилось через десятки лет, могли бы избавить мегаполис от транспортного коллапса. «Автомобиль подорвал вековые основы градостроительства. Автомобиль убил большой город, он и должен спасти его», — заявил Ле Корбюзье, представляя свой план реконструкции центра Парижа. Архитектор предложил создать в центре города главную транспортную артерию шириной 120 м и снабдить ее разворотными эстакадами с односторонним движением. При этом у центральной магистрали не должно было быть перекрестков. Француз предлагал снести центральную часть города и застроить ее заново. При этом, согласно плану, 95% площади должны были занимать крупные транспортные магистрали, стоянки и парки. В окрестностях Парижа Ле Корбюзье предложил построить широкую автостраду, которая могла бы освободить пригород от замкнутой системы движения и дать возможность свободно въезжать в город и выезжать из него. Таким образом, еще 90 лет назад архитектор предлагал создать развитую систему автомобильных дорог, которая помогла бы безболезненно интегрировать транспортные средства в крупные города. Однако «План Вуазен» так и остался на бумаге. После появления серийных автомобилей в городах появляются новые типы зданий — автосалоны. Первый автосалон с большим шоу-румом был построен в Лондоне в 1905 году. Здание возвели в самом центре города, а его отличительной особенностью стали огромные стеклянные витрины. В 1960-х архитекторы начали экспериментировать с формами зданий, где продаются машины. В середине прошлого века в Германии появились первые шоу-румы в форме башен, но уже к концу XX века автосалоны разрослись до таких размеров, что им пришлось переезжать за черту мегаполисов.
Рабочих мест стало больше
«Он будет построен из лучших материалов лучшими людьми… Он будет настолько дешев, что любой человек с нормальной зарплатой сможет себе его позволить и насладиться совместным отдыхом со своей семьей в лучших местах, которые создал Господь». Говоря о Model T, Генри Форд не упомянул, что вместе с машиной, изменившей мир, он организовал и революцию в мировой промышленности. Принцип, согласно которому каждый человек работал на отдельном участке и выполнял только строго обозначенную работу, оказался очень эффективным. Сегодня, по данным Ассоциации европейских автопроизводителей, рабочие места в автомобильном секторе на территории стран Европейского союза составляют примерно 5,6% от всех предложений на бирже труда. Для сравнения: в сельском хозяйстве работают только 5% населения Старого Света.
Появился самый дорогой вид спорта
«Моя работа начинается после гонки, когда я забираю мешок с деньгами», — рассказал в одном из интервью руководитель «Формулы-1» Берни Экклстоун. Королевские гонки стали самым дорогим видом спорта в 1980-х годах, когда начались продажи прав на телетрансляции. Тогда был подписан Договор согласия — документ, который регламентирует отношения между командами и FIA (Международная федерация автоспорта). Сегодня бюджеты команд «Формулы-1» измеряются сотнями миллионов долларов, а коллективов, которые существуют на одном лишь энтузиазме, в королевских гонках не осталось еще с середины 1990-х. Ежегодная аудитория «Формулы-1» составляет почти 500 млн человек. Зрелищные виды спорта в мире существовали еще задолго до появления «Формулы-1» и других автомобильных состязаний. Первая автогонка была проведена в 1894 году. Организатором первого автоспортивного состязания выступил издатель известной в те времена французской газеты Le Petit Journal Пьер Жиффар. Это сегодня задача кажется несложной: преодолеть 126 км от Парижа до Руана. Однако для паровых двигателей маршрут стал настоящим испытанием на выносливость. Всего стартовали семь паровых машин, но до финиша добрались только три из них. средств в мире достиг отметки 36 млн единиц, нефть подорожала до рекордных $100.
Передвигаться стало проще
С ростом популярности автомобилей увеличивались число и протяженность дорог. На сегодняшний день общая длина асфальтированных автомобильных дорог в мире превышает 64 млн км — это больше, чем расстояние от Земли до Марса. Лидируют по этому показателю США, где сеть автомобильных дорог насчитывает около 6,5 млн км, 77 тыс. из которых приходится на автомагистрали. На втором месте Индия с 4,8 млн км дорог. Россия в общемировом рейтинге занимает пятое место (1,4 млн км). В начале прошлого века большинство дорог в мире оставались грунтовыми. Например, в США в 1904 году при общей протяженности дорог в 3,4 млн км только 61 тыс. км были каменными. С развитой сетью дорог у человечества появилась возможность добираться до самых удаленных районов. Но, что самое важное, благодаря автомобилям существенно выросла скорость передвижения. Если раньше на преодоление 300 км приходилось тратить два-три дня, то с появлением механических транспортных средств сделать это можно было за несколько часов. Средняя скорость дилижансов редко превышала 10 км/ч, паровые машины не отличались ни высокой скоростью, ни надежностью, так что изобретение двигателя внутреннего сгорания и выпуск первых доступных автомобилей в начале XX века стали настоящей революцией.