Автомобильные дизайнеры должны создавать сейчас то, что будет актуальным и современным в будущем. Цифровые технологии значительно упростили разработку новых автомобилей — теперь аэродинамику кузова и его безопасность в краш-тестах можно просчитать на компьютере. Но дизайн новой машины по-прежнему требует долгих творческих поисков, и от первых набросков до утверждения ее окончательного внешнего вида иногда может пройти несколько лет.
«При разработке облика нового автомобиля дизайнеры никогда не начинают с чистого листа — у вас всегда есть определенные ожидания. Важно не просто создать отличную машину, она должна соответствовать бренду», — рассказывает главный дизайнер марки Škoda Йозеф Кабан.
На первом, самом творческом этапе дизайнеры создают максимальное количество эскизов. Их фантазия главным образом ограничена техническим заданием, которое определяет тип кузова будущей машины, расположение основных точек его силуэта, габариты и колесную базу. Например, перед командой Кабана была поставлена задача сделать новый Škoda Superb крупнее предшественника.
Из множества эскизов отбирают лучшие и затем в дизайн-студии прорабатывают их более предметно. результате набросок превращается в демонстрационный рисунок, максимально приближенный к фотографии и достоверно передающий пропорции будущей машины. Зачастую работа ведется над несколькими вариантами дизайна. Иногда и полноразмерный макет делают несимметричным, чтобы посмотреть, как разные решения будут выглядеть в реальности. Лучший вариант идет в работу, а остальные отправляются в стол. Некоторые стилистические приемы могут найти применение на автомобилях других брендов, входящих в Volkswagen. Концерн выпускает множество автомобилей на одних и тех же платформах и с одинаковыми моторами и трансмиссиями. При этом они не должны быть похожи друг на друга.
Škoda, например, отведена роль самого практичного бренда в линейке — с максимально возможным объемом багажника, простором на задних сиденьях и кучей полезных мелочей. В их числе зубцы в подстаканнике, помогающие открыть бутылку одной рукой, зонты в торцах передних дверей, универсальное крепление под мультимедийные устройства и прячущийся под задний бампер фаркоп. Плафон в багажном отделении съемный и превращается в фонарик, который снабжен магнитом и его можно закрепить на кузове. А в лючке топливного бака прячется скребок для льда.
В конце 1980-х Škoda сделала революционный шаг от заднемоторной модели, разработанной еще в середине XX века, к переднеприводному компакту Favorit. Одновременно изменился и стиль чешской марки: новую модель отличали простые и предельно функциональные черты кузова. Эта линия продолжилась и после того, как Škoda стала частью концерна Volkswagen. Акцент делался на практичности чешских автомобилей, а спокойный дизайн был внешним выражением этой концепции.
Йозеф Кабан, работавший в свое время над Bugatti Veyron, был приглашен в Škoda для того, чтобы сделать облик новых моделей более ярким, ведь именно дизайн стал одним из важных факторов в продаже автомобиля. « Škoda сделала себе имя, создавая машины с высоким уровнем функциональности и вместительным салоном. Мы чувствуем, что настало время показать эмоциональную сторону бренда. Людям недостаточно иметь просто функциональные повседневные вещи, которые идеально работают. Им необходимо почувствовать эмоциональный резонанс», — рассказывает Кабан. По его мнению, современный покупатель при выборе автомобиля в большей степени руководствуется брендом и эмоциями, которые вызывает дизайн машины.
Доводка линий кузова происходит вручную на полноразмерном пластилиновом макете автомобиля. Пластилин позволяет найти и почувствовать правильные углы огранки наружных панелей. Считается, что пальцы макетчика сделают это лучше, чем карандаш дизайнера. После того как макет кузова завершен и прошел продувку в аэродинамической трубе, на его основе изготавливается мастер-модель, которая станет образцом для кузовных штампов.
Как правило, макет становится образцом для концепта, который покажут широкой публике на одном из автошоу. Он не обязательно должен полностью повторять серийную модель, иногда это отвлеченная фантазия, указывающая направление, в котором будет двигаться дизайн марки. Новый Škoda Superb предварял концепт VisionC, продемонстрировавший кардинальную смену стилистики чешского автопроизводителя.
Облик нового Škoda Superb решили сделать более стремительным, лишенным старомодной монументальности предшественника. Горизонтальные линии удлинили силуэт машины и сделали его приземистым. Массивный задний свес замаскировали с помощью распространенного приема — задняя стойка плавно ниспадает на багажник. Треугольное окошко в задней двери позволило сделать саму стойку достаточно тонкой. Отказ от двери TwinDoor, которой оснащался предыдущий Superb, позволил создать более динамичный силуэт. Однако более веские причины отказа от этой конструкции лежат за пределами дизайна: дверь оказалась тяжелой и сложной.
В дизайне совершенно новой модели все равно необходимо отразить фамильные черты марки, чтобы подчеркнуть преемственность. «Škoda — один из немногих брендов, который имеет богатейшую историю и дизайнерские традиции. Они нашли свое отражение в новом Superb. Посмотрите на вертикальное ребро спереди по центру — это ключевой элемент дизайна, который присутствует в машинах Škoda начиная с 1930-х годов», — рассказывает Йозеф Кабан.
Одним из исторических автомобилей, ставшим источником вдохновения для команды Кабана, стало мелкосерийное купе Popular Monte Carlo 1930-х, знаменитое своими изящными и выверенными обводами. «В эту эпоху мы и хотим вернуться», — говорит главный дизайнер марки Škoda. По его замыслу, дизайн фар нового Superb должен вызывать ассоциации с хрусталем, важнейшей частью индустриального наследия Чешской Республики.
«Мы показываем нашу традицию и богемские корни. Однако мы не хотим, чтобы бренд определялся исключительно своей историей, потому что лучшая история — это будущее. Мы желаем смотреть вперед и совершенствоваться, а не просто оглядываться, видя все в зеркале заднего вида», — убежден Йозеф Кабан. Когда-то Škoda была одним из ярких представителей национальной конструкторской и дизайнерской школы. Однако в настоящее время сложно говорить о какой-то особенной чешской, немецкой или японской школе дизайна и проектирования. Процессы главным образом отличаются от компании к компании, а состав дизайн-ателье, как правило, многонационален. Стиль новых машин, которые они создают, должен удовлетворять запросы европейских, азиатских и американских покупателей.
«Удачный дизайн характеризует и то, что он срабатывает в любой стране. Это должно одинаково относиться и к экстерьеру, и к интерьеру. Конечно, небольшие корректировки цвета и материала могут быть сделаны в зависимости от рынка. Тем не менее ядро автомобиля должно соответствовать требованиям, желаниям и потребностям наших клиентов во всем мире», — рассказывает главный дизайнер.
Škoda не исключение. Из национального, а затем европейского автопроизводителя компания превратилась в глобальный бренд, активно осваивающий рынки Китая и Индии.
В 1926 году на смену логотипу Laurin & Klement с инициалами основателей компании пришла знаменитая крылатая стрела. Сейчас ее облик значительно обновлен при участии главного дизайнера марки Škoda Йозефа Кабана (на фото). Еще студентом он получил приз в дизайнерском конкурсе, объявленном Volkswagen Group после вхождении Škoda в состав концерна. Начинающего дизайнера заметили в Volkswagen, помогли получить степень магистра искусств и пригласили на работу. Причем сразу доверили ответственное задание: в 1999 году Кабан участвовал в разработке гиперкара Bugatti Veyron. В 2003 году он переходит в Audi, где занимается экстерьером новых моделей, а в 2008-м становится главным дизайнером марки Škoda.
Массовый флагман
Имя Superb носила одна из самых роскошных довоенных моделей Škoda. Флагманский седан запустили в серию в 1934 году. Это было время расцвета чешской компании — одна за другой появляются знаковые модели: 420-я на хребтовой раме, Rapid. Superb оснащался самыми мощными на тот момент шести— и восьмицилиндровыми моторами и выпускался ограниченными партиями вплоть до 1949 года. Возрожденный в 2001 году Superb доказал, что и флагманский автомобиль может быть массовым: за 14 лет уже выпущено несколько сотен тысяч машин.
Имя Superb носила одна из самых роскошных довоенных моделей Škoda. Флагманский седан запустили в серию в 1934 году. Это было время расцвета чешской компании — одна за другой появляются знаковые модели: 420-я на хребтовой раме, Rapid. Superb оснащался самыми мощными на тот момент шести— и восьмицилиндровыми моторами и выпускался ограниченными партиями вплоть до 1949 года. Возрожденный в 2001 году Superb доказал, что и флагманский автомобиль может быть массовым: за 14 лет уже выпущено несколько сотен тысяч машин.
Универсальный Superb