В 2014 году компании начали активно развивать услуги страховой телематики — системы отслеживания поведения водителей на дороге для расчета скидок по каско за аккуратное вождение. В автомобиль по согласию клиента устанавливается устройство, собирающее информацию о резких торможениях и ускорениях. Эти данные вместе с маршрутом следования машины (по спутниковым координатам) отсылаются на сервер, откуда поступают в так называемую скоринговую модель, которая присваивает манере езды определенный бал.
«Сегодня количество договоров, заключенных по нашей программе «Умное каско», и количество тестовых установок оборудования приближается к тысяче, — говорит директор департамента аналитики и развития компании «АльфаСтрахование» Кирилл Варламов. — Мы видим, что продукты на базе телематики набирают популярность. Мы следим за уровнем конверсии — отношением количества тестовых испытаний телематики и заключенных по его результатам договоров. Он очень высок». Интерес к услуге «умное страхование» растет, подтверждает директор по страхованию Intouch Василий Бусаров: «На данный момент количество клиентов исчисляется в тысячах». В «Либерти Страхование» продажи «Смарт каско» составляют около 5% от числа действующих договоров, говорит директор департамента автотранспортного андеррайтинга компании Антон Рюмин. Компания «Важно. Новое страхование» продала уже более 10 тыс. полисов каско с телематическим оборудованием.
Выгоды и риски
Пользователи телематических сервисов действительно получают экономическую выгоду. У «АльфаСтрахования» 82% водителей, установивших в машину следящее устройство, получают скидку на страховку до 55%. В «Ингосстрахе» в течение двух месяцев после установки оборудования большинство клиентов получили скидку по риску «Ущерб» до 40%. Собственную выгоду имеют и страховщики. «Частота наступления страховых случаев в сегменте договоров с телематикой ниже на 56%, чем в общем по аналогичному портфелю», — говорит Антон Рюмин.
Есть и ряд неожиданных эффектов. В частности, расширилась аудитория пользователей каско. «Появился инструмент предоставления хорошего предложения для аудитории молодых и неопытных водителей в возрасте 24–29 лет, которым на рынке очень сложно получить интересный тариф, — поясняет Кирилл Варламов. — Ранее с ними мы плотно не работали». А один из клиентов «АльфаСтрахования», к примеру, смог благодаря телематике отследить местонахождение угнанного автомобиля и с помощью полиции задержать злоумышленника. Мобильное приложение для смартфона, где можно отследить собственную манеру вождения, также имеет ряд дополнительных бесплатных «бонусов», например уведомление об эвакуации автомобиля, ударе, низком заряде аккумулятора.
В момент запуска новой услуги эксперты прогнозировали недовольство клиентов. В Intouch признаются: уже были случаи, когда автовладельцы пытались оспорить результаты скоринга. «Некоторым клиентам кажется, что оценка, которую выставляет система, несправедлива, а на самом деле они водят осторожнее, — рассказывают в компании. — В качестве доказательств у них только их ощущения, что они ничего не нарушали. В данном случае мы высылаем дополнительный подробный отчет».
Риски, связанные с новыми видами мошенничества (в теории можно отключить телематическое устройство от питания на время «гонок», чтобы сохранить скидку), пока не оправдались. «У нас очень прозрачная система. Если устройство будет изъято из разъема, то оценка автоматически обнуляется, все показатели фиксируются», — говорит Василий Бусаров. «Возможности вмешаться в процесс обработки данных и вычисления результатов мониторинга нет», — заверяет Антон Рюмин.
Телеперспективы
Будущее страховой телематики эксперты видят по-разному. Директор по развитию бизнеса компании Т1-Group (специализируется на внедрении телематических SaaS-решений) Игорь Хереш рассказал, что в Европе страховщик по данным с устройства получает не только оценку уровня вождения, но и в случае ДТП полное его описание и даже итоговую калькуляцию стоимости запчастей. «Это называется Crash Recognition, — поясняет он. — Происходит все это очень быстро: человек еще не пришел в себя после аварии, а ему уже звонят и сообщают, что будут ремонтировать и сколько это будет стоить. У европейских страховщиков принцип: чем быстрее урегулируешь ущерб, тем выгоднее». По его словам, есть также возможность использовать сложные скоринговые модели. Например, учитывать в них не только характер езды, но условия — погоду, время суток, уровень аварийности на участке дороги. К примеру, езда на скорости 100 км/ч по магистрали в ясную погоду будет оценена как безопасный маневр, а в метель — как небезопасный стиль езды, который потенциально может привести к ДТП. То есть конечная скидка в результате будет меньше.
Отечественные страховщики трезво оценивают уровень перспективы телематики на рынке РФ. «Рынку «умного страхования» еще далеко до того, чтобы стать общепринятой практикой, — считает Василий Бусаров из Intouch. — По нашей оценке, рынок подобных услуг может вырасти в несколько раз в течение ближайших четырех-пяти лет». По словам главы «Важно. Новое страхование» Валерии Скороходовой, к 2017 году уровень проникновения программы «Умное каско» вырастет на 15–20%. Компании понимают, что им придется заняться просветительской функцией среди водителей. «Страховым компаниям и отраслевым союзам предстоит большая работа по донесению до автомобилистов выгод и преимуществ от использования страховой телематики, а также общей идеи о том, что ездить аккуратно — это выгодно», — добавляет Виталий Княгиничев, директор дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха».
В России телематика так и не стала популярной из-за экономического кризиса, отмечает исполнительный директор Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев. «Новых машин стало меньше, да и автовладельцы стали тщательнее анализировать свои расходы, — считает он. — «Старых» клиентов, у которых уже есть скидка по каско, уговорить использовать телематику довольно сложно. Новых клиентов стало очень мало, рынок каско сократился».
Развитие рынка телематических услуг сдерживает и отсутствие опыта по их внедрению, добавляет Игорь Хереш. Как правило, страховщики используют оборудование, серверы и скоринг сторонних фирм. «На рынке очень много дилетантов без опыта, использующих непонятные устройства и созданные впопыхах скоринговые модели, — говорит эксперт. — В результате системы работают кое-как, страдают как страховщики, так и их клиенты».
На рынке достаточно компаний, которые и не планируют вводить телематику, считая ее излишней. «Распространение скидки на основе данных телематики может привести к антиселекции, — поясняет Евгений Уфимцев. — Добросовестные водители, которые ездят аккуратно, уже имеющие скидку за безаварийную езду, получат еще и дополнительную скидку за хорошее вождение, поставив себе оборудование. А тот, кто водит агрессивно, просто не станет ставить себе устройство, и его опасная манера водить останется незамеченной. Более того, он может ездить без убытков и тоже получать скидку».
Независимые эксперты, напротив, видят выгоду в телематике для граждан. «Это очень прогрессивная система, — говорит гендиректор юридической фирмы «Главстрахконтроль» Николай Тюрников. —
Я бы сегодня рекомендовал пользоваться этими услугами. В теории может возникнуть ситуация, когда страховщик попытается отказать возмещать выплату по ДТП, ссылаясь на данные телематики: водитель слишком агрессивно ездит, ему не положена выплата. Но закон сегодня строго определяет случаи, когда страховая компания может отказать, и характер вождения учитываться не может. В случае отказа можно смело идти в суд, который наверняка займет сторону клиента. Сейчас в телематике больше рисков для страховых компаний, чем для клиентов. Последние получат выплату или скидку в любом случае».