Решения ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Санкционные риски остаются в стране

Фото: Дмитрий Кащеев/РИА Новости
Фото: Дмитрий Кащеев/РИА Новости
Об отмене санкций против России говорить пока не приходится, поэтому риски ряда крупных клиентов страховщиков по-прежнему остаются без защиты западного перестрахования. ЦБ создает для них государственного игрока, а коммерческие компании опасаются монополизации рынка.

Новая «дочка» ЦБ

После введения санкций против России более 2 тыс. договоров невозможно перестраховать за рубежом — западные партнеры страховщиков ввели оговорки о неприятии рисков лиц и компаний, попавших в санкционный список. Среди них строительство Керченского моста, риски Объединенной авиастроительной корпорации, Объединенной судостроительной корпорации, гособоронзаказа, «Ростеха». Чтобы решить эту проблему, власти решили создать государственного игрока. Минфин 6 ноября внес в правительство законопроект о Национальной перестраховочной компании (НПК). Она должна заработать в 2016 году и предоставить защиту для таких клиентов страховщиков.

НПК будет создана в форме акционерного общества и станет 100-процентной «дочкой» Банка России. В будущем регулятор сможет уменьшить свою долю, но сохранит право вето. На создание госперестраховщика ЦБ направит 71 млрд руб.

Планы создания отечественного госперестраховщика в России обсуждались более пяти лет. Изначально планировалось, что на госкомпанию возложат крупные государственные риски, например стоимостью от $1 млрд, которые страховщики не могут полностью взять на себя и вынуждены передавать за рубеж, вспоминает замгендиректора «ВТБ Страхования» Евгений Ниссельсон. Появление такой компании также должно было решить проблему оттока средств за границу. За последние три года, по данным ЦБ, страховщики передали за рубеж более 260 млрд руб.

На роль госперестраховщика в прошлом году ВЭБ предлагал свою «дочку» по страхованию экспортных рисков — ЭКСАР. Но тогда создание такой компании не казалось очевидным ни для ЦБ, ни для Минфина, ни для самих страховщиков.

Сейчас внешняя среда ужесточилась, 
и необходимость создания НПК для санкционных рисков не вызывает сомнения, признает президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс.

В настоящее время свои госперестраховщики есть в Китае (PICC Reinsurance), Индии (GIC Re), Бразилии (IRB Brasil Re), Франции. Все эти компании входят
в топ-30 крупнейших мировых игроков, России среди них нет. Это еще одна причина, по которой создается госкомпания, признает чиновник правительства.

Монополизация рынка

На первом этапе компания будет
работать с санкционными рисками, 
как следует из законопроекта. ЦБ хотел также обязать страховщиков отдавать
в НПК 10% от всех рисков, передаваемых в перестрахование в РФ (то есть ввести обязательную цессию). Таким образом регулятор пытался повысить рентабельность бизнеса госкомпании, замечали страховщики. Но идея не нашла поддержки Минфина и не вошла в законопроект.

Впрочем, говорить о том, что компаниям удалось навсегда отбиться от обязательной цессии, пока преждевременно. «Формулировки законопроекта позволяют регулятору установить это требование в любой момент», — предупреждает глава департамента по страхованию имущества и автострахования СГ «Уралсиб» Мария Барсова. В проекте за ЦБ закреплено право устанавливать минимальные и максимальные размеры собственного удержания риска на рынке. Согласно поручению правительства чиновникам предстоит вернуться к обсуждению этого вопроса после создания НПК.

Госперестраховщик нужен в отсутствии альтернативы для рисков, которые невозможно разместить на традиционных рынках, считает первый зампредправления СОГАЗа Николай Галушин. В отношении остальных, по его словам, проблем с перестрахованием нет.

Распространение деятельности НПК на рыночный сегмент опасно и нецелесообразно, согласен гендиректор «АльфаСтрахования» Владимир Скворцов. Это неизбежно породит конфликт интересов, объясняет он, ведь регулятор будет одновременно выступать рыночным игроком. По его мнению, это также увеличит расходы страховщиков, поскольку надо будет по каждому договору определить степень участия госкомпании, условия и цены.

«Когда на рынке существует большое количество активно страхуемых крупных коммерческих и государственных предприятий, монополизация рынка перестрахования не может быть выгодной», —
солидарен с оценкой инициативы по созданию НПК начальник управления входящего облигаторного перестрахования «Ингосстраха» Игорь Алексеев.
В итоге и самой НПК, когда ее портфель будет большим, понадобится эффективное перестрахование для его защиты, замечает он.

Риски госкомпании

Создание госперестраховщика может быть сопряжено с рядом сложностей, отмечает Игорь Алексеев. Держать все риски в пределах одной страны — большая опасность, рентабельность такой компании может оказаться неприемлемо низкой или отрицательной, считает он. А создание НПК, обладающей емкостью, сопоставимой с мировыми игроками, потребует большего капитала, чем сейчас заложено в проекте, что в условиях дефицитного бюджета малореально.

Поэтому вопрос обязательной цессии все-таки будет решен не в пользу страховщиков, уверен гендиректор московского офиса крупного панамского перестраховщика Barents Re Дмитрий Гармаш: «Портфель санкционных и государственных рисков, который предполагается отдавать в компанию, в любом случае нужно как-то балансировать. Так было во всех госперестраховщиках, которые когда-либо создавались».

Если бы госперестраховщик работал со всеми трудными рисками, для которых не хватает или вовсе нет емкости, он был бы более востребован рынком, считает Мария Барсова из СГ «Уралсиб». Он был бы полезен при страховании ответственности туроператоров и застройщиков, а также террористических рисков, говорит она. «Важно, чтобы вопрос создания НПК новой государственной перестраховочной емкости осуществлялся без излишней политизации, компания должна быть жестко ограничена от попыток подмять по себя перестраховочный рынок», — заключает гендиректор «Важно. Новое страхование» Валерия Скороходова.
 

Инструменты Всюду рост
Скачать Содержание
Закрыть