— Как Location Promotion помогает российским предпринимателям организовать свое дело в Швейцарии?
— Это государственная программа по продвижению Швейцарии как выгодного места для развития международного бизнеса. Программа оказывает помощь предпринимателям, желающим открыть компанию в Швейцарии, и работает в десяти странах, в том числе в России. Это консультационная и информационная поддержка: мы рассказываем об особенностях, преимуществах ведения бизнеса в Швейцарии, о процедуре открытия компании, возможных трудностях.
— Оказываете ли вы финансовую помощь?
— Мы не оказываем финансовой помощи и не занимаемся поиском партнеров. Location Promotion не затрагивает покупку компаний или создание совместных предприятий. Наши услуги бесплатны. Деньги на программу выделяются правительством и кантонами.
— С кем Location Promotion сотрудничает в Швейцарии?
— Основные партнеры — кантоны, а именно их агентства по экономическому развитию. Первичные консультации и отбор проектов мы проводим в России. Затем проект отправляется во все 26 кантонов. Кантоны, считающие проект перспективным, связываются с компанией-претендентом и начинают бороться за то, чтобы принять ее на своей территории. Компания анализирует поступившие предложения и принимает решение о расположении в Швейцарии, основываясь на различных критериях: отраслевая специализация, налоги, наличие технопарков, а также язык.
— Какие кластеры гостеприимны к российским проектам?
— Основной приоритет — инновации. Это могут быть промышленный или медико-биологический кластер, сфера информационно-коммуникационных или экологических технологий, машиностроение. Для бедной природными ресурсами Швейцарии наиболее ценный капитал — квалифицированные кадры и постоянная работа в области инноваций. Чем выше темпы технического прогресса, тем большее значение приобретают НИОКР. Инновации — важный пункт, но не единственный. Речь может идти об открытии головного офиса или торговой компании.
— Много иностранных фирм открывается в Швейцарии?
— В 2014 году открылись 274 зарубежные фирмы, которые создали 780 рабочих мест. Но это на 8% меньше, чем в 2013 году.
— Чем вы объясните такую динамику?
— Причинами могли стать укрепление франка, референдум об ограничении миграции, подготовка к Corporate Tax Reform III. Но «меньше» значит не «хуже», а «качественнее». Швейцария стала избирательнее, это факт.
— Оправдала ли себя ориентация на развитие экономики с помощью кластеров?
— Одна из целей кластерной политики — повышение конкурентоспособности. В рейтинге Global Competitiveness Index Швейцария с 2010 года занимает первое место. Это является показателем успеха, обусловленного в том числе, и кластерной политикой.
— Как кантоны взаимодействуют между собой и с конфедерацией в кластерной политике?
— Важно, что в Швейцарии государство не вмешивается в дела бизнеса. Оно создает условия: стабильность, безопасность, гибкое налогообложение, качество жизни. Федеративное устройство позволяет, например, достичь высокого качества в образовании. Эта сфера тесно связана с хозяйственной практикой и научными исследованиями. Возможно, звучит парадоксально, но это факт: постоянная конкуренция среди кантонов — залог стабильного развития страны.